Тема урока: «Правописание приставок на –з / с –»
Цели урока: закрепление умений и навыков нахождения в слове приставок и их правильного правописания; развитие орфографической зоркости, повторение изученных ранее орфограмм; привитие интереса к изучению русского языка.
Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на – з / с -. распределите слова в два столбика: без -, бес -, приставки выдели графически. Например: ребенок без забот – беззаботный. Небо без звезд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребенок без помощи, жидкость без цвета,плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса.
бес- вос- ис- раз- из- воз- без- рас-
Приставки придают русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. К.И. Чуковский
Живут на свете, людям помогая, Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без – Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой с. Глухие звуки – это непоседы! Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Не забудьте, что приставки Раз -, из -, воз -, низ-, через -, без – Пред согласными глухими Быстро сменят з на с. Обрати внимание на «здесь, здоровье, здание» «З» нельзя в них отделить, Чтобы смысл не повредить.
Физкультминутка На З подпрыгивайте, на С присядьте 1.Безмерная хвала чести вредит. 2.Беспечному сон сладок. 3.Чего не знаешь, того не разгадаешь. 4.Горько не вечно, а сладко не бесконечно. 5. С совестью не разминуться. 6. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.
Приставки на... з-, и... с- З (перед звонкими согласными) С ( перед глухими согласными ) избежать изводиться издергаться испечь искушать исцелить
Положи письмо в конверт, Пусть прочтет его эксперт Стоп, ребята, не соваться И прошу не баловаться. Он все книги уволок, чтоб составить каталог. Орфоэпическая работа
Положи письмо в конверт, Пусть прочтет его эксперт Стоп, ребята, не соваться И прошу не баловаться / // Орфоэпическая работа
Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру, используя приставки на з-/- с, на тему: «Зима»