формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения поэтапная отработка алгоритма написания сочинения углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте
I группа II группа III группа Сочувствие гуманность эгоизм Сопереживание человечность равнодушие Сострадание Эгоизм – Сострадание –
1. Формулировка одной из проблем исходного текста 2. Комментарии по выбранной проблеме 3. Формулировка позиции автора 4. Аргументы за или против авторской позиции (один - из литературных источников) 5. Заключение
(1) (2) (З) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (1) Сострадание - активный помощник. (2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (З)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным? (5) С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)(15) (16) (17) (18) (19) (20) (21)(22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (ЗО)(31) (32) (ЗЗ) (14)...Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно - как аукнется, так и откликнется! (18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21)Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием. (28) Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29) И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (ЗО)Содействием. (31) К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (ЗЗ) Если её настроить на волну высокой человечности. (По С. Львову)
Выбрав только одну проблему, вы должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.
Актуальность проблемы, которую вы сформулировали К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.) Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность) Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме
Четко сформулируйте (ЛУЧШЕ СВОИМИ СЛОВАМИ) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»
Начало аргументации может начинаться словами а) «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за» б) «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против» в) «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против» г) Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме 2.Следите за абзацным членением текста 3.Избегайте громоздких предложений 4.Не уверен - не пиши. Заменяйте слова, значения которых не знаете. 5.Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно- вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз) 6.Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) - самая распространенная речевая ошибка. Избегайте тавтологии, используя перифразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально- этические темы, критик, прозаик 7.Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов - и ваше сочинение станет более выразительным