Педагогическая модель формирования здоровьесберегающей стратегии
Здоровьесберегающая стратегия - интегральная характеристика внутренне-детерминированной деятельности, отличающейся продуманным соотношением задач и имеющихся условий, обеспечивающая приоритет здоровья и ориентированная на долгосрочную перспективу.
Компоненты здоровьесберегающей стратегии : Ценностно-мотивационный компонент характеризуется: высокой значимостью ценности здоровья; осознанием необходимости его сохранения и укрепления. Когнитивный компонент определяется: наличием системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающей стратегии. Эмоционально-волевой компонент характеризуется: эмоционально-положительным отношением к необходимости реализации стратегии и совокупностью волевых усилий, направленных на достижение цели.
Деятельностный компонент характеризуется: включенностью знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающей стратегии в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Рефлексивный компонент характеризует: сформированность навыков самоанализа индивидуальной жизни и профессиональной деятельности с позиции приоритета здоровья; осознание соответствия уровня своих возможностей и умений оптимальному уровню, позволяющему осуществлять здоровьесберегающую стратегию.
Основные стратегии: I. Стратегия самосохранения II. Стратегия адаптации III. Стратегия развития
Стратегия самосохранения Стратегия адаптации Стратегия развития Ценностно- мотивационн ый Ценностное отношение к здоровью, выявление внутренних мотивов здоровьесбере- жения Высокое ранговое значение здоровья, преобладание внутренних мотивов и потребности в здоровьесбере- жении Высокое ранговое значение ценности здоровья, преобладание мотивов здоровьесбере- жения, связанных с развитием, самосовершенство ванием КогнитивныйЗнание о способах сохранения здоровья Знание о своих возможностях адаптации Высокий уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию стратегии развития
Эмоциональн о-волевой Эмоционально- положительное отношение к необходимости сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих. Наличие волевых усилий в преодолении субъективных и объективных причин, мешающих реализации стратегии Удовлетворение от возможности адаптироваться к деятельности, наличие волевых усилий для реализации стратегии Удовлетворение от реализации стратегии в период практики, стремление к дальнейшему развитию навыков
Деятельно- стный Проявление приоритета здоровья в деятельности в период практики Проявление навыков саморегуляции Хорошее владение навыками саморегуляции Рефлексив- ный Рефлексивные способности развиты слабо Появление потребности в развитии рефлексивных способностей Высокий уровень рефлексивных способностей