1 Вопросы налогообложения табачных изделий в Узбекистане Министерство здравоохранения Республики Узбекистан Проект «Здоровь-2» Всемирный банк Шукуров Ш. – специалист проекта «Здоровье-2» Юрекли А. – международный консультант Всемирного банка 13 декабря 2007г., г.Ташкент, Узбекистан
2 Ставки акциза и бюджетные поступления от налогообложения сигарет в Узбекистане По мере роста акцизных налогов на т/и увеличивается налоговые поступления в бюджет Базовый год – 1996
3 Динамика реального ВВВ на душу населения, номинальной и реальной ставок акциза на пачку на период г. реальный ВВП реальная ставка акциза номинальная ставка акциза Базовый год – 1996 не обеспечено реальное увеличение ставки акциза с учетом ежегодного уровня инфляции
4 Реальные и номинальные поступления от акцизных налогов на сигареты за гг. не обеспечено реальное увеличение поступления акцизных налогов, что требует корректировки ставок налога с учетом ежегодного уровня инфляции Базовый год – 1996
5 Ставки акциза и бюджетные поступления от налогообложения сигарет в Узбекистане По мере роста акцизных налогов на т/и увеличивается налоговые поступления в бюджет Базовый год – 1996
6 2004г.2005г. Средняя цена сигарет* от 250 до 600 Снижение акцизного налога на 5% 72 сум68,4 сум Объем продажи, млн. пачек 297,8293,5 Бюджетное поступление от акцизного налога т/и, в млрд.сум 21,520,1 Примечание: * - наиболее популярные марки 2005г. снижение акцизного налога привело к снижению бюджетных поступлений от акцизного налога
7 Почему более высокое налогообложение благотворно влияет на состояние здоровья населения? С увеличением цен на т/и меняется привычка курить: –По мере повышения налогов снижается потребление 10% повышение цен сказывается на снижении потребления на: 10% повышение цен сказывается на снижении потребления на: - 4% в развитых странах - 8% в развивающихся странах Эластичность спроса по цене на т/и колеблется в пределах от – 0.4 до -0,8 Развитые страны Развивающиеся страны
8 Прогноз бюджетных поступлений и потребления табачных изделий при повышении акцизного налога повышение ставок акцизных налогов обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет при эластичности спроса по цене -1 Базов год – 2005
9 Прогноз доли бюджетных поступлений и потребления табачных изделий при повышении акцизного налога повышение ставок акцизных налогов обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет Базовый год – 2005
10 Прогноз общего бюджетного поступления (акцизный налог+НДС) от сигарет при повышении акцизного налога повышение ставок акцизных налогов обеспечит увеличение налоговых поступлений в бюджет при эластичности спроса по цене -1 Базовый год – 2005
11 Изменение отношения к курению курящих мужчин в зависимости от дохода при росте цен сигарет на 100% несмотря на повышение цен многие курильщики продолжают курить
12 Доля нелегально ввозимых сигарет в общем объеме потребления сигарет в Узбекистане(2003г.) По данным Министерства финансов РУз в 2003г. нелегальный ввоз сигарет в Узбекистане составил около 28,9% В большинстве стран наблюдается сходный объём незаконно ввозимых сигарет, достигающий до 30%
13 Общее потребление сигарет домохозяйствами, в млн.пачках [1] 309,2 Общее потребление сигарет д/х, с предположением занижения охвата потребления на 15%, в млн.пачках [2]=[1] * 15% 355,6 Общий объем продажи табачных изделий, включая местного и импортного производства, в млн.пачках [3][3] 318,5 Нелегальный ввоз (разница между общим объемом продажи табачных изделий с общим потреблением сигарет домохозяйствами), в млн.пачках [4]=[2] – [3] 37,1 Доля нелегально ввозимых сигарет[5]=[4] / [2] * 100% 10.4%10.4% Доля нелегально ввозимых сигарет в общем объеме потребления сигарет (2005г.) Нелегальный ввоз сигарет в Узбекистане составляет 10,4%, но не подтверждается уровень незаконного ввоза в объёме 28,9%
14 Выводы экономического анализа на основе международного опыта Повышение розничных и импортных цен сигарет на 10% приводит к: Повышение розничных и импортных цен сигарет на 10% приводит к: –повышению контрабандной деятельность на 13%, –сокращению потребления т/и на 1,1%, –потеря налоговых поступлений на 5,5% по причине нелегального ввоза, но несмотря на это: –налоговые поступления в бюджеты государств повысятся на 14%
15 Статья 7. Закон «О лицензировании определённых видов деятельности в Республике Узбекистан» «К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Следовательно, производство и торговля насвая, относится к лицензируемому виду деятельности, т.к. его употребление наносит вред здоровью граждан.
16 Пути снижения вреда насваем Стандартизация качества насвая Стандартизация качества насвая Лицензирование производства и торговли насвая Лицензирование производства и торговли насвая Введение акцизного налога на насвай Введение акцизного налога на насвай Установление систематического мониторинга Установление систематического мониторинга Принятие соответствующих административных и уголовных мер Принятие соответствующих административных и уголовных мер
17 Заключение 1. Повышение ставок акцизного налога на табачные изделия приведет к: снижению табакокурения, особенно среди молодежи снижению табакокурения, особенно среди молодежи увеличению бюджетного поступления, несмотря на ожидаемые потери от незаконного ввоза увеличению бюджетного поступления, несмотря на ожидаемые потери от незаконного ввоза 2. Регулирование производства и торговли насваем, а также его налогообложение приведет к: ограничению доступа молодежи к насваю ограничению доступа молодежи к насваю появлению дополнительного источника бюджетных поступлений появлению дополнительного источника бюджетных поступлений Беспроигрышная ситуация как для общественного здравоохранения, так и для экономики страны в целом