Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу2 Основополагающие международные документы, предусматривающие равенство женщин и мужчин Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Ратифицирована Р. Молдова в1994 Пекинская Декларация и Пекинская Платформа Действий (1995) Декларация Тысячелетия (2000), Цели Развития Тысячелетия: 3. Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу3 Оценка предварительного отчета по CEDAW Правительства Р. Молдова Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 23 сессия, июнь 2000 Рекомендации: Принятие в ближайшее время Закона о равных возможностях Разработка стратегии по продвижению гендерного равенства Искоренение патриархатных стереотипов в обществе (особенно их исключение из учебных программ и дидактических материалов) Увеличение числа женщин на всех уровнях принятия решений и во всех областях деятельности Оценка деятельности национального механизма продвижения женщин, включая его структуру, мандат и ресурсы Принятие необходимых мер по искоренению насилия в отношении женщин в семье и обществе Развитие гендерно дисагрегированной статистики и др.
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу4 Национальные документы, включающие гендерное измерение Национальный план продвижения равенства мужчин и женщин в обществе на гг., утвержденный Решением Правительства Р. Молдова nr. 218 от Национальный план действий в области прав человека на годы, утвержденный Решением Парламента Р. Молдова nr. 415 от Национальный план «Moldova - UE», утвержденный Решением Правительства Р. Молдова nr. 356 от В то же время: Стратегия экономического роста и сокращения бедности на гг. не включает гендерное измерение
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу5 Статистикa В Молдове среди населения женщины составляют 52% и мужчины 48%. Уровень представительства женщин в Парламенте Молдовы составляет 21,7%. В ноябре 2005 на руководящих постах в Правительстве находятся: 1 женщина вице премьер- министр, 1 женщина министр (министерство юстиции) от общего количества 15 человек, 2 женщины директора национальных бюро (из 13). В результате местных выборов в 2003 г. женщины составили всего лишь 15,4% среди примарей (мэров), среди председателей районных исполнительных комитетов – 3,1%. В 2003 году средняя заработная плата женщин составила 72% относительно средней заработной платы мужчин (т.к. женщины занимают менее оплачиваемые должности).
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу6 Национальный механизм по делам женщин и обеспечению гендерного равенства Комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Р. Молдова (май декабрь 2000) Подкомиссия равных возможностей в рамках парламентской Комиссии по правам человека, культов, национальных меньшинств и связи с общественностью ( декабрь 2000) Функциональные структуры в рамках Министерства труда и социальной защиты: Отдел социальной защиты, пенсий и защиты семьи (1994 – 1998); Отдел защиты семьи ( ); Отдел семейных политик и равных возможностей ( ); Департамент равных возможностей и семейной политики в рамках Министерства труда и социальной защиты (2001 – 2005); Департамент социальной защиты (Дирекция по вопросам семей с детьми и равных возможностей) при МТСЗ ( ) Гендерные единицы (gender focal point) на местном уровне (2001 – 2003)
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу7 Национальный механизм по делам женщин и обеспечению гендерного равенства (2005 г.) Правительственная Комиссия по проблемам женщин (февраль н/в) Дирекция равных возможностей и семейной политики в рамках Министерства здравоохранения и социальной защиты (2005) Гендерные единицы (gender focal point) в ряде министерств и департаментах/ бюро (1999 – н/в)
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу8 Препятствия в работе Национального механизма Отсутствие четкого законодательного базиса (смена правительства – изменения в структурах) Отсутствие четких взаимодействующих структур по гендерным вопросам (существование отдельных из них не может охватить весь спектр проблем) Недостаточное финансирование (работа гендерной единицы как дополнительная) Недостаток четких нормативных документов Слаборазвитый внутренний механизм мониторинга и оценки Вышеперечисленные моменты заложены в проекте закона об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин
29 ноября, 2005Валентина Бодруг-Лунгу9 Практическое руководство по внедрению гендерных подходов, UNDP RBEC, 2002 Национальные механизмы : Чтобы гарантировать эффективное планирование и внедрение гендерных инициатив необходимы различные институты, поддерживающие интеграцию гендерного измерения на национальном уровне. Национальные планы действий или гендерные политические курсы и стратегии обеспечивают официальный мандат для действий и могут быть использованы для измерения прогресса и оценки результатов.