Проблемы создания университетов мирового уровня Джамиль Салми Астана 16 декабря 2008 г.
2 Эксперимент в естественных условиях: Сравнение Университета Малайи (УМ) и Национального Университета Сингапура (НУС) В начале 1960-х: два филиала Университета Малайи Сегодня: НУС занимает 19-е место УМ только 192-е место
3 Содержание презентации Определение университета мирового уровня Путь становления университета мирового уровня
4 Как вы узнаете университет мирового уровня? Все его хотят. Никто не знает, что это такое. Никто не знает, как его создать.
5 Определение УМУ Самопровозглашение Репутация Рейтинги
6 Определение университета мирового уровня, используемое Технологическим Университетом Малайзии: Культура совершенствования (меритократия, исследования и креативность) Первоклассные сотрудники Обеспеченность финансовыми средствами и оборудованием Эффективное партнерство с производством и другими заинтересованными сторонами Образцовая репутация и престиж (превосходные исследования и хорошо подготовленные выпускники) Прием студентов с хорошими знаниями
7 Результаты и достижения Лучшие выпускники Передовые исследования Активная передача технологий
8 Ключевые измерения Концентрация талантов Богатые ресурсы Благоприятное управление
Результаты исследований Трансферт технологий Автономность Академическая свобода Студенты Преподавательский состав Исследователи Концентрация талантов Достаточные ресурсы Благоприятное управление Руководящая группа Стратегическое видение Культура совершенства Бюджетные средства Пожертвования Плата за обучение Исследовательские гранты УМУ Благоприятная законодательная база Выпускники Характеристики университета мирового уровня Согласование ключевых факторов Источник: Разработано Джамилем Салми
10 Концентрация талантов Преподаватели и исследователи Прибывающие студенты Соотношение обучающихся на соискание степени бакалавра/степени магистра и доктора философии Выход на международный рынок
11 Доля аспирантов
12 Выход на международный рынок Иностранные студенты –Гарвард (19 %) –Кембридж (18 %) Иностранные преподаватели –Гарвард (30 %) –Оксфорд (36 %) –Кембридж (33 %)
13 Достаточные ресурсы Бюджетное финансирование –США расходуют 3,3 % ВВП ($ на одного студента) –Европа (E25) всего 1,3 % ($ на одного студента) Пожертвования
14 Сравнение уровней пожертвований США и Великобритании Учреждения США Пожертвования (2006, млн $) Учреждения Великобритании Пожертвования (2002, млн. $) Гарвардский университет Кембридж4 000 Йельский университет18 031Оксфорд4 000 Стэнфордский Университет Эдинбург3200 Техасский университет13 235Глазго240 Принстонский университет Королевский200
15 Достаточные ресурсы Бюджетное финансирование Пожертвования Финансирование исследований
16 Благоприятное управление независимость от государственных процедур (в плане развития человеческих ресурсов, закупок, финансового управления) автономность управления отбор группы руководства независимый Совет попечителей, в котором работают приглашенные члены
17 Сравнение Университета Малайи и Национального Университета Сингапура – Принцип отбора УМ: предпочтение отдается коренному населению, менее 5 % иностранных студентов, нет иностранных профессоров. НУС: строгий отбор, 43 % выпускников являются иностранцами, много иностранных профессоров.
18 Сравнение Университета Малайи и Национального Университета Сингапура (II) – Финансирование УМ:$118 миллионов, $4 053 на одного студента НУС: Пожертвования на сумму $750 миллионов, $205 миллионов, $6 300 на одного студента – Управление УМ: ограничения, налагаемые процедурами государственного регулирования и контроля, невозможность привлечения лучших иностранных профессоров НУС: статус частной корпорации, возможность привлекать исследователей мирового уровня (включая малазийцев)
19 Франция и Германия Низкий рейтинг Статус и менталитет - бюрократия Нет культуры соперничества
20 Германия «Инициатива по достижению совершенства» –Конкуренция –Дополнительные ресурсы Реформа управления
21 Франция Мировой рейтинг вызывает вопросы Двойная структура –«Гранд Эколь» с лучшими студентами, большим количеством ресурсов и благоприятным управлением, но не проводит научные исследования –Университеты: не лучшие студенты, но проводятся профессиональные исследования. Реформа автономности
22 Содержание презентации Определение университета мирового уровня Путь становления университета мирового уровня
23 Путь к славе Модернизация существующих учреждений Слияние Создание нового учреждения
24 Модернизация существующих учреждений Менее затратный Проблема создания культуры совершенства Акцент на управлении
25 Подход, заключающийся в слиянии университетов Китай, Россия, Франция, Дания Потенциальная синергия –1+1 =3 Столкновение культур
26 Создание нового учреждения Более высокие затраты Создание необходимой культуры с самого начала
27 Кто возьмет на себя инициативу? Роль государства Благоприятная законодательная база Финансирование Роль учреждений Руководство Стратегическое видение Культура совершенства
28 Университет Клемсона Университет, получивший участок земли от федерального правительства для организации практического сельскохозяйственного обучения, специализируется на сельскохозяйственных и технических специальностях Изменение региона Создание стратегического партнерства с БМВ с целью стать ведущим научно- исследовательским университетом по разработке автотранспорта и спортивных автомобилей Цель - занять 20-е место в рейтинге
29 Заключение Какой тип учреждения? Временные рамки Партнерство