Развитие электронных государственных закупок (ЭГЗ) для государственного сектора Основные сферы регулирования в существующих международных правовых стандартах и национальных законах Элиза Невядомска Программа правовой реформы Европейский банк реконструкции и развития май 2012 г.
2 ЕБРР способствует переходу к рынку самый крупный инвестор в Центральной и Восточной Европе поддерживает инфраструктурные проекты в 30 странах от Центральной и Восточной Европы до Кавказа и Средней Азии способствует экономически и экологически устойчивым процессам перехода, поддерживая развитие частного сектора выступает за прозрачность, подотчетность и эффективное управление
3 Программа правовой реформы ЕБРР Разработка рациональных юридических правил и создание юридических институтов и культуры, которые обеспечивают активное развитие рыночно ориентированной экономики. Promoting standards and international good practice Conducting legal assessments Developing technical cooperation on national and local government level Продвижение стандартов и эффективных международных практик Выполнение юридических исследований и анализов Развитие технического сотрудни-чества на национальном и местном уровне
4 Электронные закупки в госсекторе Электронные закупки – это замена «бумажных» процедур госзакупок: процедурами на основе ИКТ (электронные извещения, сообщения, предложения, процедуры, документы, отчеты) онлайн-инструментами на основе ИКТ (электронные аукционы, закупки, платформы и т. д.), что способствует улучшению подотчетности, прозрачности, конкуренции и скорости проведения процедур закупок, а также уменьшению транзакционных затрат при заключении договоров госзакупок
5 Существующие международные юридические стандарты и подходы к организации ЭГЗ Соглашение ВТО о ГЗ 2012 г. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о ГЗ 2011 г. Директивы ЕС 2004 г. и проект Директивы 2011 г. на основе «Зеленой книги» ЕК 2010 г. Инструментарий МБР для ЭГЗ (eGP) 2004 г. (пересматривается)
6 ЭГЗ - основные сферы регулирования Электронные извещения: извещения о закупках должны публиковаться в «онлайн-режиме» до завершения срока подачи предложений, предпочтительно бесплатно Электронный обмен информацией и сообщениями: заказчики должны размещать тендерную документацию и формы для подачи предложений в «онлайн-режиме» и принимать от участников информацию в электронном виде Электронные тендеры: возможность онлайн-подачи предложений без необходимости использования заверенных подписей и заключения договоров в электронной форме Электронное документирование: заказчики должны регистрировать процедуры онлайновых ГЗ в реальном времени и обеспечивать онлайн-доступ общественности к документам с решениями в процессе ГЗ, предпочтительно бесплатно Иными словами: Предусматривает ли ЗГЗ использование онлайн-платформы и инструментов ЭГЗ, требует ли ЗГЗ проведения ГЗ в безбумажной форме?
7 ЭГЗ в госсекторе в регионе ЕБРР (2010 г.)
8 1. Электронные извещения о закупках Стандарт по закону и на практике На национальном уровне выявлены некоторые проблемы с реализацией Лучшая практика описывается в проекте Директивы ЕС 2011 г. Электронные извещения
9 2. Электронные сообщения и обмен информацией в процедурах ГЗ Стандарт по закону, но не на практике Тем не менее в регионе ЕБРР есть примеры успешной реализации: Албания Грузия БЮР Македония Турция Лучшая практика описывается в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о ГЗ 2011 г. Электронные сообщения и обмен информацией
10 3. Электронные тендеры в ГЗ Доступны в МБР и ЕС с 2004 года Рекомендуются во всех новых международных стандартах Но пока не являются стандартом на национальном уровне и в местной практике закупок Лучшая практика описывается в Инструментариях МБР 2004 г. Электронные тендеры
11 4. Менеджмент электронных документов и электронных транзакций Пока не является стандартом в международных инструментах Не говоря уже о национальном уровне и местной практике Включены в Инструментариях МБР 2011 года Электронное документирование
12 Нынешняя практика лучших электронных закупок, выявленная в регионе операций ЕБРР Полная доступность обеспечивается единой платформой электронных закупок, которая является собственностью государства или управляется государством Прозрачность и полная ответственность в результате равномерного распределения ролей внутри подрядных структур Обязательное использование процедур электронных закупок всеми подрядчиками в государственном секторе Ограниченное число тендерных процедур, но достаточное, чтобы удовлетворить различные потребности бизнеса Предварительный квалификационный отбор ограничивается только необходимым или после- квалификационным Ограниченное использование электронных аукционов для товаров и услуг со стандартными техническими характеристиками
13 Спасибо за внимание! Элиза Невядомска Программа правовой реформы Отдел главного юриста Европейский банк реконструкции и развития