1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист по финансовому управлению, Всемирный Банк
2 1.Введение 2.Значимость качественной финансовой информации 3.МСФО как соответствующая база для предприятий общественного значения (ПОЗ) 4.Трудности во внедрении МФСО: Внедрение МСФО на ПОЗ Принятие соответствующего законодательства Программа
3 Обеспечить разработчиков политики информацией, в которой они нуждаются для реализации новой политики в сфере бухгалтерского учета и корпоративной финансовой отчетности в Азербайджане. 1. Введение « Качественная финансовая отчетность приводит не только к повышению уровня финансовой прозрачности и ответственности, но и играет решающую роль в обеспечении эффективного управления и в поддержании роста рыночной экономики.» Цель
4 1. Введение При внесении изменений в Закон о бухгалтерском учете, Азербайджан оценил значимость высококачественной и прозрачной финансовой отчетности для стимулирования экономического роста. Вносимые изменения представляют собой первый основной шаг вперед… Тем не менее, фактическое внедрение нового Закона о бухгалтерском учете остается трудной задачей, как и во всех странах, в которых внедряется новая система финансовой отчетности, в частности МСФО. Обзор
5 2. Значимость качественной финансовой информации Почему качественная и прозрачная финансовая информация важна для Азербайджана?
6 Что представляет собой качественная финансовая информация? «МСФО – это стандарты финансовой отчетности, которые отвечают всем критериям качественной финансовой информации.» Стандарты, обеспечивающие полное раскрытие информации Стандарты, поддерживающие сильное корпоративное управление Стандарты, отражающие экономическую реальность Стандарты, которые носят полный характер и поддерживаются обширными знаниями Стандарты, применяемые согласованным образом Стандарты, которые понимаются в международном масштабе всеми заинтересованными кругами Качественная финансовая информация 2. Значимость качественной финансовой информации
7 3. МСФО как соответствующая база для ГП Принятие МСФО в Азербайджане благоприятствует экономическому развитию и стабильности финансовой системы путем оказания положительного экономического воздействия на бюджетную нагрузку, стоимость капитала и доступность государственных и иностранных сбережений.
8 МСФО в основном предназначены для предприятий общественного значения (ПОЗ) и прочих крупных компаний и, как правило, не направлены на предприятия малого и среднего бизнеса. Принятие МСФО влечет за собой изменения в сознании. Принятие МСФО требует крупных вложений в форме времени, ресурсов и технических знаний. Принятие МСФО оказывает существенное воздействие на налогообложение, если применяется в качестве налоговой основы. Внедрение МСФО – это не просто техническое мероприятие, сюда также входят повторные заявки на получение информации и изменение структуры финансовых отчетов. Принятие МСФО охватывает не только применение отчетной политики. 4. Трудности во внедрении МСФО Внедрение в МСФО на ПОЗ
9 Внедрение МСФО на ПОЗ « МСФО требуют принятия совершенно другой системы оценки эффективности и общения с внешними заинтересованными кругами.» Некоторые практические трудности: Опыт и знания персонала – требуются местные бухгалтеры, имеющие квалификации по МСФО. Анализ политики в сфере бухгалтерского учета – план счетов по МСФО для государственных предприятий. Вопросы перехода к МСФО для большинства государственных предприятий (сводные финансовые отчеты, межфирменные сделки, раскрытие информации о связанных сторонах и т.д.). Воздействие на системы бухгалтерского учета и отчетности, включая усовершенствование систем информационных технологий. Сбор данных для подготовки финансовой информации, отвечающей требованиям МСФО. 4. Трудности во внедрении МСФО
10 правовая среда должна учитывать повышенную ответственность руководителей за финансовую отчетность; требования по аудиту должны быть приведены в соответствие и доведены до уровня международных стандартов; регуляторы фондовой биржи должны выпустить правила и положения касательно первоначальной котировки и добросовестной конкуренции; принятие МСФО на ПОЗ и процесс утверждения новых / измененных стандартов должны быть прописаны в правовой системе; важен также перевод и постоянное обновление МСФО на азербайджанский/русский языки. Финансовая отчетность является ключевым блоком более крупной головоломки. Для поддержания процесса внедрения МСФО требуются параллельные реформы, в частности принятие соответствующего законодательства, включая следующее: Последствия для разработчиков политики – Дополнительные реформы 4. Трудности во внедрении МСФО
11 Обширное обучение техническим вопросам для: руководства и персонала предприятий, на которых внедряются МСФО; надзорных и регулятивных органов; органа, устанавливающего национальные бухгалтерские стандарты; академического сообщества (профессоров, преподавателей и др.); аудиторов. Внесение изменений в учебные планы для студентов; Создание квалификаций, принимаемых в международном масштабе. Последствия для разработчиков политики – Дополнительные реформы 4. Трудности во внедрении МСФО
12 Заключение Качественная финансовая отчетность сама по себе еще не конечный результат… … а средство для укрепления финансовой системы страны.