Основные итоги деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2004 году 1 Структурная перестройка таможенной службы в рамках проводимой в стране административной реформы Новая философия таможенного администрирования 1 января 2004 года – вступление в силу нового Таможенного кодекса РФ
Основные итоги деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2004 году 2 Издано 2 распоряжения Правительства Российской Федерации Издано 89 нормативных правовых актов Издано 12 постановлений Правительства Российской Федерации Осуществляется бесплатное информирование и консультирование участников ВЭД
Основные итоги деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2004 году 3 Доля таможенных платежей в доходной части бюджета – 41,6% Каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы, дал отдачу в 67 рублей В доход государства перечислено 1 триллион 219 миллиардов 500 миллионов рублей Доля таможенных платежей в составе ВВП – 7,3%
Проект Всемирного банка по модернизации системы таможенных органов Российской Федерации 4 Задача проекта – реформирование и модернизация российского таможенного администрирования Международный банк реконструкции и развития предоставил Российской Федерации кредитную линию в размере 140 млн. $ на модернизацию информационной системы таможенных органов
Проект Всемирного банка по модернизации системы таможенных органов Российской Федерации 5 1.Способствование применению международной практики, связанной с оформлением таможней международных торговых потоков 2.Усиление мер по соблюдению участниками внешнеэкономической деятельности положений Таможенного кодекса и обеспечению единообразия его применения
Проект Всемирного банка по модернизации системы таможенных органов Российской Федерации 6 повышение уровня осведомленности и подготовки участников внешнеэкономической деятельности, связанной с таможенным законодательством и процедурами; повышение прозрачности, единообразия и предсказуемости действий таможенной службы; введение процедур эффективного решения споров; повышение профессиональной квалификации сотрудников ФТС России; принятие международных стандартов таможенной деятельности, содействующих обеспечению торгового процесса; обеспечение международного торгового процесса и содействие вступлению России во Всемирную торговую организацию ; укрепление партнерских отношений между таможенной службой и участниками внешнеэкономической деятельности; модернизация информационно – технологической структуры ФТС России и переход на стандартизированные, автоматизированные методы осуществления операций
Мониторинг таможенной деятельности, автоматизация управленческих функций и замещение неинтеллектуальных функций таможенных сотрудников информационными системами –2008 гг. Сбор данных и представление информации о внешнеэкономической деятельности –1993 гг. Разработка информационных систем и автоматизация таможенных технологий – 2002 гг. Упущенные платежи, слабые возможности контроля, длительные сроки сбора и обработки информации Новые экономические условия, Новый таможенный кодекс, новые возможности информационных систем Модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации 7
Модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации 8 Разработка новых технологий таможенного администрирования с учетом внешних и внутренних факторов развития экономики России Продолжение работ по созданию нормативной базы и совершенствованию организационной структуры таможенной службы России для работы в новых условиях Разработка и внедрение ЕАИС 3-й очереди и комплексное переоснащение таможенных органов информационно-техническими средствами Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на годы Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на годы Проект модернизации информационной системы таможенных органов (начало – года, конец – 2008 год)
Модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации 9 Таможенное оформление Система определения таможенных рисков И Н Ф О Р М А Ц И Я О товаре О субъектах ВЭД и их деятельности О таможенных органах и их деятельности
Модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации 10 Реорганизация ГНИВЦ с учетом его включения в основные технологии таможенного оформления и контроля 1: Создание и переоснащение региональных вычислительных центров 2: Обучение должностных лиц таможенных органов работе в новых условиях с использованием современных информационных систем 3:
Концепция развития таможенных органов на 2005 – 2010 и последующие годы Концепция развития таможенных органов на 2005 – 2010 и последующие годы Цель – определение наиболее эффективных средств и методов непосредственной реализации таможенными органами задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами при безусловном соблюдении законодательства Российской Федерации Совершенствование таможенного администрирования на основе международных стандартов, включая развитие системы управления рисками Укрепление взаимодействия с национальными и международными организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, обеспечении безопасности В итоге – таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров и транспортных средств – "контроль в виде сервиса" 11 Повышение качества и результативности государственного регулирования в сфере ВЭД
Концепция развития таможенных органов на 2005 – 2010 и последующие годы Концепция развития таможенных органов на 2005 – 2010 и последующие годы Проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы Российской Федерации Недостаточно эффективная реализация потенциала таможенного администрирования Отсутствие единых таможенных стандартов, содействующих реализации торгово-логических цепей Недостаточно развитая система информирования о ценообразовании, торгово-промышленных специализациях стран и мировых тенденциях в разделении труда Слабая информационно-аналитическая база обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов Низкий уровень социальной защищенности должностных лиц таможенных органов 12
Принципы реализации Концепции Принципы реализации Концепции Реализация целей и задач предполагает обеспечение стабильного правового режима для внешней торговли на всей территории Российской Федерации, основанного на следующих универсальных принципах Всемирной таможенной организации Стандартизация Прозрачность и предсказуемость Баланс между таможенным контролем в части обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли Минимальное вмешательство Сотрудничество и партнерство Ориентир на потребителей 13
Институциональное развитие Институциональное развитие В настоящее время таможенные органы Российской Федерации находятся в активной стадии своего институционального развития по четырем основным направлениям Таможенная инфраструктура Кадры Информационные технологии Правовая база 14
Направления развития таможенных органов Направления развития таможенных органов Переход от тотального контроля товаров к контролю информации о товарах, а также на электронный документооборот Создание благоприятных условий перемещения через таможенную границу, содействие реализации общепринятых торгово–логистических технологий Обеспечение высокого итогового уровня качества за счет управления качеством каждой отдельно взятой таможенной операции Принцип «одной остановки» и «одного окна» Разделение товаропотоков и документооборота, создание Оперативного центра принятия решений 15
Направления развития таможенных органов Направления развития таможенных органов Внедрение комплексной стратегии развития кадров, методов программно - целевого управления при построении организационно - управленческой структуры таможенных органов Перенос акцента работы таможенных органов в сфере безопасности на Государственную границу Российской Федерации Активизация оперативно – розыскной и разведывательной деятельности Участие в реализации концепции Общего европейского экономического пространства, переход на использование Единого Административного Документа, сопряжение с транзитными системами ЕС Активизация работы по унификации норм и правил таможенного дела в государствах – участниках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзном государстве 16
Приоритетные направления развития в сфере таможенного администрирования Приоритетные направления развития в сфере таможенного администрирования Система управления рисками Предварительное информирование Единая автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля Упрощённые таможенные процедуры Электронное декларирование Выборочность таможенного контроля Методы таможенного пост-аудита 17
Реализация бюджетно-целевых программ I этап (2005 – 2008 гг.) – выработка основных подходов и реализация практических мер, направленных на обеспечение интересов страны в сфере таможенного дела «Государственная граница» «Администрирование и контроль» «Институциональное развитие» 18 Реализация Концепции Реализация Концепции
Завершение строительства и обустройства объектов таможенной инфраструктуры, принятие документов, регулирующих соотношение компетенции государственных органов и саморегулируемых организаций 19 Реализация Концепции Реализация Концепции Организация работы таможенных органов по принципу «одной остановки» и «одного окна» Окончание разработки административного регламента исполнения государственных функций II этап ( и последующие годы)
Ожидаемые результаты реализации Концепции 20 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА (ПАССАЖИРЫ) – уменьшение времени таможенного оформления, снижение накладных расходов при прохождении погранично-таможенных формальностей БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО – уменьшение административных расходов и расходов на таможенное оформление для добросовестных участников ВЭД, уменьшение времени таможенного оформления, возможность участия в формировании таможенных правил, возможность применения унифицированных таможенных документов, уменьшение транзакционных издержек, снижение стоимости торговой операции, повышение производительности, электронная торговля
Ожидаемые результаты реализации Концепции 21 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ – соблюдение законодательства, повышение сбора платежей, оптимизация таможенного администрирования, защита отечественного производителя, применение правоохранительных принципов, создание единого межведомственного информационного ресурса ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – повышение качества предоставляемых государственных услуг, реализация торговой политики, решение социально-экономических и инвестиционных задач, обеспечение безопасности ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ДРУГИХ СТРАН – внедрение единых стандартов и правил таможенного контроля, информационный обмен, обеспечение безопасности всей цепи поставок, содействие торговле
Реализация Концепции будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, а также иных средств, предусмотренных планом реализации Концепции на основании законодательства Российской Федерации 22 Реализация Концепции Реализация Концепции