Обзор Государственных Расходов : основные выводы и рекомендации Семинар «Управление государственными финансами в Республике Беларусь: текущая ситуация и приоритетные направления реформирования», 10 декабря 2003 года
Цели ОГР Диалог с Правительством и заинтересованными организациями в области повышения эффективности управления государственными финансовыми ресурсами; Совместная работа по разработке Плана действий; Определение направлений технической помощи для поддержки реализации Плана.
Структура ОГР I. Введение II. Укрепление фискальной устойчивости III. Бюджетные ассигнования и их эффективность IV. Институты, участвующие в организации бюджетного процесса V. Разработка плана действий
Фискальные реформы Многое уже сделано : - система казначейства - бюджетная классификация - консолидация бюджета - развитие законодательной базы Но еще больше предстоит сделать!
Основные выводы ОГР Участие государства в экономике слишком велико Фискальное положение неустойчиво и подвержено значительным рискам Существуют возможности более эффективного распределения ресурсов как между отраслями, так и внутри отраслей На всех стадиях бюджетного процесса имеются серьезные недостатки, приводящие к неэффективному распределению ресурсов
Высокий уровень расходов Общие расходы в процентном отношении к ВВП, гг.
Высокий уровень налоговой нагрузки
Общий бюджет не отражает полной картины Внебюджетные фонды Квази-фискальная деятельность Другие субсидии Условные обязательства Уровень расходов значительно выше 46% ВВП – цифры, получаемой при учете только эксплицитных расходов общего бюджета !
Государственный долг и баланс общего бюджета, % ВВП
Слабость ликвидной позиции
Слабость реального сектора
Рост числа убыточных предприятий
Высокий уровень запасов готовой продукции
Пенсионная система: Неблагоприятные долгосрочные демографические и экономические тенденции Беларусь: Количество занятых в экономике (человек) в расчете на 1 пенсионера Беларусь: Количество занятых в экономике (человек) в расчете на 1 пенсионера
Пенсионная система: Неблагоприятные долгосрочные демографические и экономические тенденции
Отсутствие полной картины фискального положения Осложняет управление макроэкономическими рисками; Препятствует эффективному распределению государственных ресурсов, контролю над дефицитами и отслеживанию результатов; Внебюджетные формы финансирования обходятся обществу дороже, чем эквивалентные бюджетные затраты.
Эффективность государственных расходов может быть повышена Инерция в системе Множественность инициатив и программ, значительная часть из которых устарела по своему дизайну Отсутствие четко поставленных целей Слабая система мониторинга Слабый механизм консультаций по развитию отраслевых (секторных) стратегий Отсутствие четкой взаимосвязи между целями политики и распределением расходов Неэффективность в системе: необходимость перераспределения расходов внутри секторов
Текущая политика заработной платы нуждается в пересмотре Заработная плата и капитальные расходы в % к общим расходам
Трансфертные программы громоздки, непрозрачны и неэффективны Охват населения социальными трансфертами, льготами и переводами, 2002 г.
Высокий и растущий уровень расходов на защищенные статьи расходов Защищенные статьи расходов, в % к общим расходам
Бюджетные процессы и организации Прогнозирование Подготовка Утверждение Исполнение Оценка
Подготовка бюджета Просчеты при подготовке прогнозных показателей приводят к возникновению проблем с исполнением бюджета и необходимости частых пересмотров его параметров; Действующая система стимулов не способствует повышению эффективности расходования бюджетных средств и ответственности участников бюджетного процесса; Отсутствие целостности бюджета затрудняет планирование расходов по отраслям и оценку результатов.
Исполнение бюджета Основное внимание уделяется нормированию денежных средств и реализации защищенных статей бюджета. Частые пересмотры бюджета ставят под вопрос целесообразность подготовки начальных планов по расходам и нарушают процесс реализации услуг государственными учреждениями, организациями и предприятиями.
Расходы государственного бюджета: исполнение в % к Закону о бюджете
Контроль и оценка бюджета Основной акцент делается на соблюдение финансовой дисциплины, а не на оценке эффективности управления. В системе отсутствует внешний контроль, особенно со стороны Парламента, и общественности в целом.
План действий Цель 1: Обеспечение общей финансовой дисциплины и финансовой устойчивости (Меры по расширению сферы охвата бюджета, отслеживанию и сокращению квази-фискального финансирования и условных обязательств) Цель 2: Эффективное выделение ресурсов в строгом соответствии с приоритетами, обозначенными правительством (Меры по разработке стратегий для секторов, совершенствованию политики заработной платы и компенсаций) Цель 3: Совершенствование бюджетного процесса для обеспечения эффективного использования бюджетных ресурсов (Меры по укреплению бюджетных институтов в областях планирования и пересмотра бюджета, контроля над его исполнением)