Республика Молдова Министерство финансов Прогресс реформ в процессе подготовки бюджета гг.Варшава Февраль 2005
2 Переходный Период Резкий экономический спад Резкий экономический спад В 2000г. ВВП составлял 35% к 1990г. В 2000г. ВВП составлял 35% к 1990г. Публичные расходы как доля ВВП снизились в гг.на 9% Публичные расходы как доля ВВП снизились в гг.на 9% К 2000г. публичный долг увеличился до 90% ВВП К 2000г. публичный долг увеличился до 90% ВВП Возрождение экономики начиная с 2000г Возрождение экономики начиная с 2000г Бюджетный дефицит: -0.1% ВВП (2001), -1.8% ВВП (2002), +0.5% ВВП (2003) Бюджетный дефицит: -0.1% ВВП (2001), -1.8% ВВП (2002), +0.5% ВВП (2003)
3 Реформа Бюджетной Системы Бюджетное законодательство 1996 года Бюджетное законодательство 1996 года –консолидировало предыдущие реформы –упорядочило бюджетное планирование цикл бюджетного планирования цикл бюджетного планирования бюджетная концепция бюджетная концепция новая бюджетная классификация новая бюджетная классификация Медленный прогресс реформ бюджетного планирования Медленный прогресс реформ бюджетного планирования –экономический кризис и нестабильность – краткосрочная перспектива –слабый макро-фискальный контекст –слабая связь между политиками и бюджетом –нереалистичное составление бюджетов министерствами
– Решение ввести более стратегический подход для бюджетного планирования– Введение СПР 2х уровневый цикл бюджетного планирования: приготовление СПР перед разработкой бюджета Проектирование СПР на основе позитивного международного опыта (при поддержке ВБ и других спонсоров)
5 Объективы СПР Реальный макро-фискальный контекст для разработки бюджета Реальный макро-фискальный контекст для разработки бюджета Усиление предсказуемости бюджетного планирования Усиление предсказуемости бюджетного планирования Процесс выделения ресурсов на основе политик Процесс выделения ресурсов на основе политик Перспектива многолетнего бюджетного планирования Перспектива многолетнего бюджетного планирования Усиление прозрачности и расширение участия Усиление прозрачности и расширение участия
6 Основные Элементы СПР в Молдове Макро-фискальный контекст Макро-фискальный контекст –макроэкономический обзор –прогнозирование доходов, бюджетный дефицит и источников финансирования Анализ межотраслевых бюджетных отношений Анализ межотраслевых бюджетных отношений –взаимосвязь между СЭРСУБ и выделяемыми расходами –расходы на содержания персонала –межбюджетные финансы Анализ на уровне секторов и приоритеты расходов Анализ на уровне секторов и приоритеты расходов –Стратегические стратегии расходов Планы расходов Планы расходов –Лимиты ресурсов по секторам для бюджетного планирования
7 Необходимость введения СПР Расширенный цикл бюджетного планирования Расширенный цикл бюджетного планирования Эффективное администрирование Эффективное администрирование Вовлечение в процесс ответственных лиц Вовлечение в процесс ответственных лиц Подготовка персонала Подготовка персонала
8 Расширенный Цикл Бюджетного Планирования СПР – неотъемлемая часть бюджетного цикла СПР – неотъемлемая часть бюджетного цикла Макро-фискальный контекст в центре бюджетного процесса Макро-фискальный контекст в центре бюджетного процесса Установление бюджетных параметров и приоритетов Установление бюджетных параметров и приоритетов Дает возможность актуализировать годовые планы расходов Дает возможность актуализировать годовые планы расходов Предусматривает более активное участие лиц вовлеченных в данный процесс Предусматривает более активное участие лиц вовлеченных в данный процесс
9 Среднесрочный Прогноз Расходов и Бюджетный Цикл
10 Эффективное Администрирование Координационный Совет СПР Координационный Совет СПР –председатель Министр Финансов –проводит регулярные заседания в период разработки СПР Технические Рабочие Группы Технические Рабочие Группы –налоговая политика –макро-фискальный контекст –содержание персонала Отраслевые Рабочие Группы Отраслевые Рабочие Группы –образование –здравоохранение –социальная защита Департамент Синтеза Бюджета и Отраслевые Управления, Министерства Финансов Операционная координация Подготовка документа СПР
11 Рабочая группа ответственная за макроэкономический прогноз Анализ тенденций и макроэкономическое развитие Прогноз основных экономических агрегатов Подготовка альтернативных сценариев Макро-политики и соотношение с бюджетом Рабочая группа ответственная за публичные ресурсы Анализ тенденций доходов Меры и объективы политики доходов Распределение и оценка доходов Финансовый баланс и финансовые ресурсы Рабочая группа ответственная за политики и приоритеты публичных расходов Проблемы связанные с политикой межотраслевых расходов Анализ расходов по экономическим категориям Идентификация ключевых проблем и предложений Среднесрочный прогноз Приоритеты и политики связанные с расходами по отраслям Пересмотр и анализ ассигнований по отраслям Вовлечение политик государства в публичные расходы Рекомендации для будущих ассигнований Включение стратегических планов в расходы отрасли Департамент синтеза бюджета, Министерства Финансов Рабочие группы по отраслям (образование, здравоохранение и социальная защита) Стратегические планы расходов по отраслям Оценка текущей ситуации Пересмотр объективов политик Роль государства в отрасли Приоритетные меры по реформированию программ расходов Вовлечение в публичные расходы Идентификация показателей мониторинга и определения конечных результатов Координационный Совет СПР Схема СПР Отраслевые управления, Министерства Финансов
12 Вовлечение в процесс ответственных лиц Участники Координационного Совета СПР Участники Координационного Совета СПР Рассмотрение СПР в Правительстве Рассмотрение СПР в Правительстве Дискуссии в Парламенте Дискуссии в Парламенте Семинары для представителей местных органов власти Семинары для представителей местных органов власти
13 Подготовка персонала Модель макро-фискального прогнозирования Модель макро-фискального прогнозирования Форматы и указания для секторного анализа Форматы и указания для секторного анализа Семинары и конференции Семинары и конференции Подготовка учебника СПР Подготовка учебника СПР
14 Опыт СПР – Расширение Госбюджет Местные Бюджеты Специальные средства Образование Здравоохранение Госбюджет Местные Бюджеты Специальные средства Социальный и медиц. фонды Инвестиционные проекты Госбюджет Специальные средства Инвестиционные проекты Местные Бюджеты Социальный и мед. фонды Образование Здравоохранение Социальная защита Образование Здравоохранение Социальная защита Содержание персонала Анализ рисков Приоритеты в секторах Охват Бюджетов Охват Анализами
15 Опыт СПР – Перспективы на Будущее Улучшение взаимосвязи между СЭРСУБ и СПР Улучшение взаимосвязи между СЭРСУБ и СПР –финансовые возможности для мер СЭРСУБ –последовательность обновления СЭРСУБ и СПР Навыки для разработки политик и бюджетов в отраслевых министерствах Навыки для разработки политик и бюджетов в отраслевых министерствах –улучшение отраслевых политик –согласованность политик с бюджетным планированием в отраслевых министерствах Детальный анализ основных бюджетных проблем Детальный анализ основных бюджетных проблем –расширение анализа политик и расходов –распределение работы на протяжение всего года Навыки бюджетного планирования Навыки бюджетного планирования –усовершенствование программ для повышения квалификации работников –проблемы сохранения персонала
16 Опыт СПР – Эффект для Бюджетного Процесса Разработка бюджета Разработка бюджета –более быстрая и легкая –больше реализма в бюджетных предложениях Вовлечения Правительства Вовлечения Правительства –долгое рассматривание СПР Правительством –воспринимается как основной этап в принятии решений –частые ссылки со стороны Премьер-министра и Президента Вовлечение Парламента Вовлечение Парламента –СПР обеспечивает основу для рассмотрения годового бюджета –более стратегический подход для обсуждения бюджета в Парламенте