ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Особенности когерентных связей у детей с моторно- двигательной одаренностью при выполнении когнитивных задач» Наумова Мария, студентка 3курса кафедры психофизиологии и клинической психологии НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Дикая Людмила Александровна (кандидат психологических наук, доцент) ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «Особенности когерентных связей у детей с моторно- двигательной одаренностью при выполнении когнитивных задач» ДОКЛАДЧИК: Наумова Мария, студентка 3курса кафедры психофизиологии и клинической психологии НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Дикая Людмила Александровна (кандидат психологических наук, доцент)
Гипотеза исследования: Мы предположили, что мозговая организация детей с признаками моторной одаренности при выполнении когнитивной деятельности будет зависеть от возрастных особенностей и отличаться от мозговой организации детей без признаков моторной одаренности.
Цель исследования: Изучение особенностей когерентных связей у детей с моторно-двигательной одаренностью разных возрастных групп при выполнении когнитивных задач.
Объект исследования: Учащиеся младших и средних классов с признаками и без признаков моторной одаренности. В исследовании приняли участие 42 испытуемых в возрасте 7-12 лет, которые в зависимости от признаков моторной одаренности были разделены на 4 группы: младшие школьники с признаками моторной одаренности, младшие школьники без признаков моторной одаренности, средние школьники с признаками моторной одаренности и средние школьники без наличия признаков моторной одаренности.
Методика исследования: Испытуемым предлагалось решить когнитивные задачи, которые различались по типу: конвергентные задачи в которых предполагают один правильный ответ и дивергентные задачи, которые предполагали множество возможных ответов; и когнитивные задачи, которые различались по характеру: вербальные и невербальные задачи. В исследовании было 4 типа задач: вербальные конвергентные( вспомнить сказку с животными), вербальные дивергентные( придумать сказку с фиксированными словами), невербальные конвергентные ( составить из фигур кошку), невербальные дивергентные( составить из фигур свой образ), при этом были предложены фигуры: треугольник, круг, квадрат и овал.
Запись электроэнцефалограммы проводилась в фоновом (спокойном) состоянии (закрыть глаза, открыть глаза) и при решении когнитивных задач. Регистрация ЭЭГ осуществлялась при помощи электроэнцефалографа «Энцефалан» в монополярном отведении для восьми частотных диапазонов: (0,5– 35,0 Гц). Для статистической обработки данных применялся многофакторный дисперсионный анализ ANOVA/MANOVA, с помощью которого проводился сравнительный анализ силы и характера когерентных связей у испытуемых.
На основе результатов проведенного исследования сделаны выводы: 1. При решении когнитивных задач у средних школьников с признаками моторной одаренности более ярко выражены когерентные связи, а у младших школьников более сильные когерентные связи у учащихся без признаков моторной одаренности. 1. При решении когнитивных задач у средних школьников с признаками моторной одаренности более ярко выражены когерентные связи, а у младших школьников более сильные когерентные связи у учащихся без признаков моторной одаренности.
На основе результатов проведенного исследования сделаны выводы: 2. При решении вербальных конвергентных задач наблюдаются более сильные когерентные связи у средних школьников с моторно- двигательной одаренностью, чем у детей без признаков моторной одаренности во всех диапазонах, кроме бета-1 и бета-2 (там прослеживаются более сильные когерентные связи на этапах готовности и проверке найденного решения при выполнении когнитивных задач). Так же у детей с признаками моторной одаренности не зависимо от возраста при решении вербальных конвергентных задач ярко выражены виды связи – передние, задние и симметричные в альфа 1 и 2 диапазонах. В бета-1 и дельта-2 диапазонах у средних школьников ярко выражены передние, задние, симметричные виды связи. 2. При решении вербальных конвергентных задач наблюдаются более сильные когерентные связи у средних школьников с моторно- двигательной одаренностью, чем у детей без признаков моторной одаренности во всех диапазонах, кроме бета-1 и бета-2 (там прослеживаются более сильные когерентные связи на этапах готовности и проверке найденного решения при выполнении когнитивных задач). Так же у детей с признаками моторной одаренности не зависимо от возраста при решении вербальных конвергентных задач ярко выражены виды связи – передние, задние и симметричные в альфа 1 и 2 диапазонах. В бета-1 и дельта-2 диапазонах у средних школьников ярко выражены передние, задние, симметричные виды связи.
На основе результатов проведенного исследования сделаны выводы: 3. При решении вербальных дивергентных задач были выявлены сильные когерентные связи у средних школьников с моторно-двигательной одаренностью на частотных диапазонах альфа-1 и альфа-2, тета-2, дельта-1, а вдельта-2 и бета-1 диапазонах наблюдаются сильные когерентные связи на этапе решения задачи. У средних школьников с признаками моторной одаренности в альфа-2 диапазоне сильно выражены виды связи- передние, задние и симметричные, а у младших эти же связи более выражены у учащихся без признаков моторной одаренности. У средних школьников с признаками моторной одаренности в дельта-1 диапазоне ярко выражен вид связи- передние, задние, переднезадние и симметричные. А в дельта-2 диапазоне не зависимо от возраста и наличия моторной одаренности ярко выражены передние, задние и симметричные виды связи. 3. При решении вербальных дивергентных задач были выявлены сильные когерентные связи у средних школьников с моторно-двигательной одаренностью на частотных диапазонах альфа-1 и альфа-2, тета-2, дельта-1, а вдельта-2 и бета-1 диапазонах наблюдаются сильные когерентные связи на этапе решения задачи. У средних школьников с признаками моторной одаренности в альфа-2 диапазоне сильно выражены виды связи- передние, задние и симметричные, а у младших эти же связи более выражены у учащихся без признаков моторной одаренности. У средних школьников с признаками моторной одаренности в дельта-1 диапазоне ярко выражен вид связи- передние, задние, переднезадние и симметричные. А в дельта-2 диапазоне не зависимо от возраста и наличия моторной одаренности ярко выражены передние, задние и симметричные виды связи.
На основе результатов проведенного исследования сделаны выводы: 4. При решении невербальных конвергентных задач наблюдаются сильные когерентные связи на этапе решения задачи у средних школьников с признаками моторной одаренности на частотных диапазонах альфа- 1, альфа-2, бета-1 и бета-2, тета-1, на остальных этапах когерентные связи сильнее у учащихся без признаков моторной одаренности. В тета-2 и дельта-1 диапазонах выражены сильные когерентные связи у средних школьников с признаками моторной одаренности. В дельта-1 диапазоне у средних школьников с признаками моторной одаренности выражены виды связи передние, задние, переднезадние, симметричные, а у младших передние и задние. 4. При решении невербальных конвергентных задач наблюдаются сильные когерентные связи на этапе решения задачи у средних школьников с признаками моторной одаренности на частотных диапазонах альфа- 1, альфа-2, бета-1 и бета-2, тета-1, на остальных этапах когерентные связи сильнее у учащихся без признаков моторной одаренности. В тета-2 и дельта-1 диапазонах выражены сильные когерентные связи у средних школьников с признаками моторной одаренности. В дельта-1 диапазоне у средних школьников с признаками моторной одаренности выражены виды связи передние, задние, переднезадние, симметричные, а у младших передние и задние.
На основе результатов проведенного исследования сделаны выводы: 5. При решении вербальных дивергентных заданий в альфа-2, бета-1, бета-2 диапазонах у средних школьников с признаками моторной одаренности наблюдаются сильные когерентные связи на этапах готовности и проверке найденного решения при выполнении когнитивных заданий. 5. При решении вербальных дивергентных заданий в альфа-2, бета-1, бета-2 диапазонах у средних школьников с признаками моторной одаренности наблюдаются сильные когерентные связи на этапах готовности и проверке найденного решения при выполнении когнитивных заданий.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Дикой Л.А за помощь в подготовке доклада
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!