Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда. «Социально-профессиональная компетентность – это сформированное на основе общей культуры человека его качество, обеспечивающее возможность решения социально- профессиональных задач» (И.А.Зимняя)
Ситуация на региональном рынке труда На рынке труда сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, обусловленный следующими противоречиями: между потребностью рынка труда в специалистах высокой квалификации и недостаточной методической разработанностью процессов, повышающих эффективность подготовки специалистов; между условиями рыночной экономики, уровнем производства (используемые технологии, материалы, информационные потоки и т. д.) и содержанием программ подготовки в образовательных учреждениях профессионального образования; между требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам
Причины отказов выпускников от направления на работу. по данным Агентства занятости населения Астраханской области (информационно аналитический бюллетень, июль 2007) Причины отказов выпускников от направления на работу Всегов том числе выпускников: отказов (единиц) ВУЗовССУЗовПУкурсов в том числе: не подходят условия труда не подходит режим работы не подходит заработная плата отдаленность места работы непрестижность работы211-- обоснованные отказы прочие
Причины отказов работодателей в приеме на работу выпускников по данным Агентства занятости населения Астраханской области (информационно аналитический бюллетень, июль 2007) Причины отказов работодателей в приеме на работу выпускников Всегов том числе выпускников: отказов (единиц) ВУЗо в ССУЗо в ПУкурсов в том числе: не соответствует квалификация отсутствие стажа и опыта работы заполненность вакансий не прошли по конкурсу отсутствие требуемого уровня образования необоснованный отказ работодателя
Структура профессиональной компетентности будущего специалиста -мотивационно-ценностный: отражает личностное отношение будущего специалиста к избранной профессии, ее социальной значимости; -когнитивный (знание и понимание): отражает владение специалистом общенаучными, общепрофессиональными и специальными знаниями, его интеллектуальную вовлеченность и открытость для приобретения новых знаний; деятельностный: отражает сформированность у специалиста общепрофессиональных (учебных, рефлексивных, коммуникативных, информационных и др.) и специализированных (практические навыки, технологии решения профессиональных задач) умений и навыков и способность их применения в профессиональной деятельности). Структура профессиональной компетентности будущего специалиста -мотивационно-ценностный: отражает личностное отношение будущего специалиста к избранной профессии, ее социальной значимости; -когнитивный (знание и понимание): отражает владение специалистом общенаучными, общепрофессиональными и специальными знаниями, его интеллектуальную вовлеченность и открытость для приобретения новых знаний; деятельностный: отражает сформированность у специалиста общепрофессиональных (учебных, рефлексивных, коммуникативных, информационных и др.) и специализированных (практические навыки, технологии решения профессиональных задач) умений и навыков и способность их применения в профессиональной деятельности).
Социально-педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих специалистов: построение содержания профессиональной подготовки студентов как комплекса учебно-профессиональных задач производственно- технологических, организационно-управленческих и эксплуатационных (на основе государственного образовательного стандарта); осуществление процесса профессиональной подготовки на основе принципов системного и проектно-ориентированного обучения, в ходе которого формируются деятельностные компетенции; формирование личности студента во всей многомерной полноте ее интеллектуального, социокультурного, национально-исторического развития в процессе социального воспитания («социально-профессиональная компетентность»); ориентация процесса профессиональной подготовки на развитие профессиональной направленности личности специалиста как интегративной характеристики, определяющей отношение человека к социальной значимости будущей профессиональной деятельности.; создание адаптирующей образовательной среды, формирование социально-психологических, коммуникативных и информационно- технологических компетенций, способствующих выпускнику преодолевать «адаптивные барьеры»; проектирование индивидуальной образовательной траектории студента.
Направления работы центра планирования карьеры АГУ по формированию профессиональных компетенций выпускников Проведение ярмарок вакансий, Дней карьеры Привлечение работодателей к участию в защите курсовых и дипломных проектов, научно-практических конференций и научно- исследовательских работ с участием студентов. Создание студенческих команд для выполнения проектов по заданию работодателей. Организация временной занятости студентов. Участие в мероприятиях, организованных местными органами власти Организация дополнительного образования студентов по вопросам адаптации на рынке труда. Использование веб-сайта, средства массовой информации. Мониторинговые исследования на рынке труда: наличие вакансий рабочих мест, тенденции развития отраслей экономики региона, востребованности выпускников вуза.
Спасибо за внимание руководитель центра планирования карьеры Астраханского государственного университета Тел. 8 (512)