Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход Васильева Марина Викторовна, начальник отдела развития образовательных систем ОГУ «Региональный центр развития образования»
Основная задача российского образования - достижении нового качества, отвечающего требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условия.
«…содержание образования должно обеспечивать: - формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Закон РФ «Об образовании» ст. 9, п.14
УДОД создает условия для развития «стартовых» возможностей каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и родителей и оказывая помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. Концепция модернизации образования РФ
Сквозные образовательные результаты образовательную самостоятельность, подразумевающую умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.
Компетентностный подход в образовании пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий; переформулировку целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации обучения; изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся; отказа от традиционных процедур оценивания результатов.
Оценка качества образования изменение понимания качества образования; расширение круга влияния потребителей образовательных услуг на их качество и формирование понятия качества; комплексное рассмотрение проблем оценки качества образования, управления качеством образования и обеспечения качества образования; внедрение элементов системы оценки качества образования, способствующих его повышению; более широкое понимание образовательных достижений.
Компетентностный подход в оценке результатов - комплекс образовательных технологий и условий, позволяющий объективно оценить уровень компетенции обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
Критерии эффективности реализации образовательных программ степень сформированности компетентностей; динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
Таблицы
Изменения организации образовательного процесса в УДОД расширяется социальное взаимодействие в образовательном процессе; изменяется подход к формированию и организации детского объединения в дополнительном образовании (модульность, разновозрастные группы…) возможности дистантного обучения; расширяется «поле» самостоятельной работы учащегося.