О развитии системы магистральных нефтепродуктопроводов в Российской Федерации (докладчик – первый вице-президент ОАО «АК «Транснефтепродукт» Горбань Н.Н.)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОАО «АК «Транснефтепродукт» входит в систему трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» и является одной из крупнейших в мире и единственная в России компанией, которая транспортирует светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, керосин) от 17 нефтеперерабатывающих заводов (15 НПЗ на территории России, 2 НПЗ на территории Белоруссии) в различные регионы России, страны Таможенного Союза (Республика Беларусь, Казахстан), а также в страны дальнего зарубежья по магистральным нефтепродуктопроводам. 2
ОБЩИЕ ДАННЫЕ В состав ОАО «АК «Транснефтепродукт» входит 22 дочерних общества, в том числе 8 предприятий, занимающихся непосредственно транспортировкой нефтепродуктов и перевалкой на другие виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), а именно: ОАО «Мостранснефтепродукт», ОАО «Рязаньтранснефтепродукт», ОАО «Сибтранснефтепродукт», ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», ОАО «Уралтранснефтепродукт», ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт», ООО «Балттранснефтепродукт», ООО «БалттрансСервис». 3
ОБЩИЕ ДАННЫЕ ОАО «АК «Транснефтепродукт» эксплуатирует более 19 тыс.км нефтепродуктопроводов по которым транспортируется свыше 30 млн. тонн светлых нефтепродуктов в год. Для обеспечения транспортировки нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам в состав объектов ОАО «АК «Транснефтепродукт» входят 98 насосных станций, 868 резервуаров общей емкостью 4,7 млн. м 3, 1 морской терминал, 8 железнодорожных эстакад и 28 автоналивных пунктов. 4
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МНПП Основы развития магистральных нефтепродуктопроводов заложены в следующих программных документах: 1. Программа развития нефтепродуктопроводов в Российской Федерации, представленная Минэнерго РФ 2. Программа стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года 5
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МНПП Программами заложены следующие принципы развития магистральных нефтепродуктопроводов: мониторинг фактической реализации планов нефтяных компаний по модернизации и строительству НПЗ; учет потребностей крупных центров потребления в нефтепродуктах (с разбивкой по типам продуктов, их качественным характеристикам, способу поставки, стоимости транспортировки, прогнозу потребления в будущем); учет экономической эффективности поставок как для производителей, так и для потребителей продукции; предоставление нефтяными компаниями гарантий по заполнению трубопроводов, в том числе на условии «качай или плати». 6
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МНПП С учетом фактической реализации планов нефтяных компаний по модернизации и строительству НПЗ развитие системы МНПП возможно по двум направлениям: 1. Обеспечение нефтепродуктами крупных внутренних центров потребления (внутренний рынок), уже имеющих доступ к системе нефтепродуктопроводов (НПП) и строительство новых трубопроводов в направлении крупных центров потребления, не имеющих доступа к системе; 2. Транспортировка избыточных объемов произведенных нефтепродуктов на экспорт в северном и южном направлениях для повышения конкурентных возможностей российских НПЗ. 7
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОБЛЕМЫ Фактическая реализация нефтяными компаниями инвестиционных программ модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, позволит увеличить производство светлых нефтепродуктов в годах на 58% к уровню 2011 года, что приведет к более чем двукратному превышению его объемов над потребностями внутреннего рынка. Увеличение приема продуктов от НПЗ в систему магистральных нефтепродуктопроводов планируется с 32,4 млн тонн в 2011 году до 54,5 млн тонн в 2020 году. Серьезным препятствием для выполнения проектов расширения и строительства новых нефтепродуктопроводов может стать отсутствие единой координации по времени проведения мероприятий модернизации и срокам перехода на производство топлив повышенного экологического класса на НПЗ различных нефтяных компаний. 8
СТРОИТЕЛЬСТВО МНПП «ЮГ» 9
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЮГ» 1. Возможность российским нефтяным компаниям создать стабильный канал поставки светлых нефтепродуктов от Черноморского побережья в страны Западной и Южной Европы, а также на внутренние рынки страны. 2. Стимулирование нефтяных компаний к реконструкции и модернизации нефтеперерабатывающих заводов с целью углубления переработки нефти и повышения качества дизельного топлива (500 ppm -> 10 ppm); 3. Повышение эффективности использования системы магистральных трубопроводов, их надежности и экологической безопасности; подключение дополнительно двух НПЗ (Волгоградский НПЗ, Саратовский НПЗ) обеспечит загрузку нового трубопровода до 40% от проектной мощности; 4. Оказание позитивного влияния на развитие южных регионов Российской Федерации, через которые пройдет магистральный продуктопровод (Самарская, Саратовская, Волгоградская, Ростовская области и Краснодарский край); 5. Возможность организации около 1811 новых рабочих мест, дополнительный импульс к развитию получит социальная инфраструктура 6. Загрузка существующих мощностей портовой нефтебазы Шесхарис (ОАО «Черномортранснефть»); 10
РАСШИРЕНИЕ МНПП «КСТОВО-ПРИМОРСК» («СЕВЕР») 11 Существующая мощность проекта «Север» – 8,5 млн. тонн нефтепродуктов в год. Предполагается развитие проекта до 12 млн. твг. с последующим увеличением до 15 млн. твг. Данный проект предусматривает: - строительство 306 км линейной части; - реконструкцию 2 ППС
СТРОИТЕЛЬСТВО МНПП «КСТОВО-НАГОРНАЯ» 12 Данный проект предусматривает: - строительство 465 км линейной части; - реконструкция 3 существующих ПС; - строительство 120 тыс. куб. м резервуарной емкости. Проектная мощность нефтепродуктопровода 3,8 млн. тонн в год
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ Для реализации вышеуказанных проектов в целом потребуется строительство около 2280 км линейной части, строительство 11 и реконструкция 5 перекачивающих станций, а также строительство 720 тыс. куб. м. резервуарной емкости. 13
Первый вице-президент Горбань Николай Николаевич Контактная информация: ОАО «АК «Транснефтепродукт» Москва, Вишняковский пер., д. 2/36, стр.1 Тел. (495) Факс (495)