«О Федеральном законе от ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и порядке регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год» КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИТОГИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 ГОД
298 организаций Тарифы на 2013 год установлены для 473 организаций 438 тарифов на холодную воду 430 тарифов на горячую воду 391 тариф на водоотведение
Тарифные решения на 2013 год приняты с календарной разбивкой с года без роста на уровне 2012 года в соответствии с приказом ФСТ России от э/2 с года с ростом в среднем по Московской области 106,3 % в соответствии с приказом ФСТ России от э/2
Динамика роста тарифов на холодную воду Руб./м.куб. с – 106,3 %
Динамика роста тарифов на водоотведение Руб./м.куб. Приказ ФСТ России от э/ ,3 %
Основные факторы, влияющие на рост тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год Снижение объема реализации Установление приборов учета Рост тарифов на электроэнергию (112 %) Финансирование инвестиционным программ за счет надбавки в 2013 году по водоснабжению – 157 млн. руб. (27 инвестиционных программ) по водоотведению – 144 млн. руб. (23 инвестиционных программ) Рост инвестиций в 2013 году – 110 %. Рост заработной платы (107,1 %)
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг, связанных с горячим водоснабжением закрытая система ГВС в соответствии с ППРФ от тарифы на горячую воду открытая система ГВС (теплоснабжения) компонент на холодную воду компонент на тепловую энергию компонент на теплоноситель компонент на тепловую энергию
1) не всеми администрациями муниципальных образований оформлено в собственность имущество коммунального комплекса; 2) не все регулируемые организации ведут раздельный учет объемов оказываемых услуг, доходов и расходов по водоснабжению и водоотведению, а также финансовых потребностей по реализации ПП и ИП; 3) не везде есть взаимодействие организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение (не соблюдаются цепочки оказания услуг); 4) не все главы муниципальных образований согласовывают ПП по водоснабжению и водоотведению; 5) ПП по водоснабжению и водоотведению не содержат планов мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций коммунального комплекса и планов мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; По итогам тарифного регулирования на 2013 год выявлено:
6) фактические расходы производственного характера не подтверждаются материалами конкурсных процедур и сметными расчетами, выполняемыми по всем видам работ; 7) рост количества организаций, а именно дробление единой районной организации на мелкие, что приводит к росту тарифов для населения; 8) отсутствие лицензий на водопользование; 9) администрациями муниципальных образований и организациями информация в шаблонах системы ЕИАС ФСТ России либо вообще не представляется в Комитет либо заполняется не в полном объеме (особенно – городские округа Долгопрудный и Лобня, городское поселение Хотьково Сергиево-Посадского района, городское поселение Старая Купавна Ногинского района и городское поселение Большие Вяземы Одинцовского района) По итогам тарифного регулирования на 2013 год выявлено:
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от ФЗ «О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ»
Основные цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения 1) охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; 2) повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды; 3) снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; 4) обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций. Цели
1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению. Основные общие принципы
п/п Основные полномочия субъекта РФ до после установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на подключение к централизованным системам ГВС, ХВО и ВО + (кроме тарифов на подключение - ОМСУ) + 2 утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих ГВС, ХВС и (или) ВО - (ОМСУ) + Основные полномочия в соответствии с Федеральным законом 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» 3 утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих ГВС, ХВС и (или) ВО + (согласо- вывают ПП) + 4 выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей ГВС, ХВС и (или) ВО ++ 5 утверждение целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих ГВС, ХВС и (или) ВО -+
п/п Полномочия субъекта РФ (продолжение) до после осуществление мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения -+ 7 принятие решений о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения или решение об отказе во включении -+ п/п Основные полномочия ОМСУ до после установление надбавок к тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения +- 2 организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими ГВС, ХВС и (или) ВО, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств ++ 3 утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов - (ПКР) + (до )
п/п Основные полномочия ОМСУ (продолжение) до после определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации - + (до ) 5 согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации -+ 6 утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ ++ 7 согласование инвестиционных программ - (утвер- ждают) +
п/п Наименование документаДействующий НПА 1 правила холодного водоснабжения и водоотведенияПП РФ от правила горячего водоснабжения- 3 типовые договоры: – холодного водоснабжения – горячего водоснабжения – водоотведения – единого договора холодного водоснабжения и водоотведения –по транспортировке холодной воды –по транспортировке сточных вод –по транспортировке горячей воды – о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения – о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения – о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения До утверждения Правительством РФ типовых договоров указанные договоры заключаются в простой письменной форме и должны содержать существенные условия, установленные Федеральным законом для соответствующих видов договоров (ч.7 ст.42) 4 порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требований к их содержанию Приказ Минрегион РФ от основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ПП РФ от Основное нормативное обеспечение Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
п/п Наименование документаДействующий НПА 6методические указания по расчету тарифов и надбавок Приказ Минрегион РФ от порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требования к содержанию таких инвестиционных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении таких инвестиционных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением Приказ Минрегион РФ от Приказ Минрегион РФ от порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требования к содержанию таких производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении таких производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением Приказ Минрегион РФ от Приказ Минрегион РФ от правила формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и расчета этих показателей - Основное нормативное обеспечение Федерального закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (продолжение)
Схемы водоснабжения и водоотведения До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа: 1)осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод); 2)утверждают схему водоснабжения и водоотведения; 3)определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности
Схемы водоснабжения и водоотведения Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать: 1)основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития ЦСВС и ЦСВО; 2)прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов; 3)зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения и перечень ЦСВС и ЦСВО; ЦСВС 4)карты (схемы) планируемого размещения объектов ЦСВС и ЦСВО; ЦСВС 5)границы планируемых зон размещения объектов ЦСВС и ЦСВО; 6)перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Схема определения ГО поверхностный водозабор (Овкх1) подземный водозабор (Овкх2) ВОС (Овкх3) А (2 ед.) Овкх 5 А (100 ед.) А (80 ед.) ГОвкх 4 – гарантирующая организация Овкх 1, 2, 3, 5 – организация, эксплуатирующая отдельные объекты ГОвкх 4
Производственные программы по водоснабжению и водоотведению Разрабатываются ОВКХ на срок действия регулируемых тарифов Утверждаются Комитетом по ценам и тарифам Московской области ПП должны содержать: перечень плановых мероприятий по ремонту объектов ЦСВС и ЦСВО, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке; планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; график реализации мероприятий производственной программы; целевые показатели деятельности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; иные сведения. Согласовываются ОМСУ
Инвестиционные программы по водоснабжению и водоотведению Разрабатываются ОВКХ на срок не менее чем на 3 года и могут ежегодно корректироваться с учетом изменений объективных условий деятельности Утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ Основанием для разработки ИП является техническое задание, утвержденное ОМСУ, с учетом: результатов технического обследования централизованных систем ГВС, ХВС и (или) ВО; целевых показателей деятельности организации, осуществляющей ГВС, ХВС и (или) ВО; схемы водоснабжения и водоотведения. ВАЖНО: с 1 января 2014 года утверждение ИП без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВАЖНО: с 1 января 2014 года утверждение ИП без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения НЕ ДОПУСКАЕТСЯ Согласовываются ОМСУ
Инвестиционные программы по водоснабжению и водоотведению должны содержать : 1) целевые показатели деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов ЦСВО и ЦСВС, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; 3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; 4) график реализации мероприятий инвестиционной программы; 5) расчет эффективности инвестирования средств; 6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) иные сведения. Инвестиционная программа должна включать также планы мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями.
О ПОРЯДКЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД
- Федеральным законом от ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившим в силу с 1 января 2013 года; - постановлением Правительства Российской Федерации от «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»; - Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от года 47. Тарифное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год будет осуществлено в соответствии с:
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения сфера холодного водоснабжения сфера горячего водоснабжения сфера водоотведения тариф на питьевую воду тариф на техническую воду тариф на транспортировку воды тариф на подвоз воды тариф на подключение (тех.присоединение) к ЦСХВ тариф на горячую воду тариф на транспортировку горячей воды тариф на подключение (тех.присоединение) к ЦСГВ тариф на водоотведение тариф на транспортировку сточных вод тариф на подключение (тех. присоединение) к ЦСВО тариф на горячую воду тариф на транспортировку горячей воды тариф на подключение (тех.присоединение) к ЦСГВ тариф на горячую воду тариф на транспортировку горячей воды тариф на подключение (тех.присоединение) к ЦСГВ
ДОРОЖНАЯ КАРТА по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства Московской области на 2014 год до 1 мая 1. Представление организациями ВКХ в Комитет: - ЗАЯВЛЕНИЙ об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с предложением об избрании метода регулирования на 2014 год; - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОГРАММ по водоснабжению и водоотведению на 2014 год, согласованных с администрацией муниципального образования; - расчетов финансовых потребностей для реализации производственных программ по водоснабжению и водоотведению на 2014 год с расшифровкой затрат по видам деятельности; - утвержденных в установленном порядке ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ развития коммунальной инфраструктуры (ПРОЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ) организаций с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала; - расчетов тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год по видам деятельности; - ПОЛНЫХ ПАКЕТОВ ОБОСНОВЫВАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ для установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год ВАЖНО: необходимый комплект документов будет размещен на сайте Комитета
до 1 мая (по запросу ФСТ России) Заполненные шаблоны в системе ЕИАС ФСТ России: - Дополнительные факторы, влияющие на рост тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению на 2014 год; - Информация о планируемых к реализации в 2014 году инвестиционных и производственных программах; - Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения по итогам 2012 года и 1 квартала 2013 года; - Контроль за использованием инвестресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки в сфере водоснабжения и водоотведения по итогам 2012 года и 1 квартала 2013 года ДОРОЖНАЯ КАРТА (продолжение)
до 1 мая и до 30 июня (уточнен.) 2. Представление органами местного самоуправления в Комитет расчетов предельных индексов максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по муниципальным образованиям Московской области на 2014 год, а также производственных и инвестиционных программ по водоснабжению и водоотведению до 30 июля 3. Направление Комитетом в ФСТ России предложений по установлению предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Московской области на 2014 год и информации о планируемых к реализации в 2014 году производственных программах по водоснабжению и водоотведению и инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры ДОРОЖНАЯ КАРТА (продолжение)
до 30 июля (по запросу ФСТ России) 4. Представление организациями ВКХ в Комитет заполненные шаблоны в системе ЕИАС ФСТ России: - Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения по итогам 1 полугодия 2013 года; - Контроль за использованием инвестресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки в сфере водоснабжения и водоотведения по итогам 1 полугодия 2013 года; - Сводный баланс по водоснабжению и водоотведению (факт 2012 года). до 30 октября (по запросу ФСТ России) - Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ в сфере водоснабжения, водоотведения по итогам 9 месяцев 2013 года; - Контроль за использованием инвестресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы и надбавки в сфере водоснабжения, водоотведения по итогам 9 месяцев 2013 года. ДОРОЖНАЯ КАРТА (продолжение)
до 30 ноября 5. Мероприятия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для организаций ВКХ на 2014 г: - анализ представленных документов и материалов для установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год; - расчет тарифов в сфере водоснабжению и водоотведению на 2014 год; - расчет предельных индексов максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по муниципальным образованиям Московской области на 2014 год; - подготовка проекта распоряжения Комитета об установлении предельных индексов роста тарифов в среднем по муниципальным образованиям Московской области на 2014 год; - принятие на заседаниях Правлений Комитета решений об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; - подготовка проекта распоряжений Комитета об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год. ДОРОЖНАЯ КАРТА (продолжение)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ