Понятие «Дистанционное обучение» Информационный подход Смысл ДО – обмен качественной информацией с помощью информационных технологий. Смысл ДО – обмен качественной информацией с помощью информационных технологий. Знание – транслируемая информация. Знание – транслируемая информация. Ученик – получатель информации. Ученик – получатель информации. Нет необходимости в учителе. Нет необходимости в учителе. Учебники и методики очного обучения переносятся в дистанционное обучение. Учебники и методики очного обучения переносятся в дистанционное обучение. Использование западного опыта работы с информационными технологиями. Использование западного опыта работы с информационными технологиями. Продуктивный подход Смысл ДО – создание собственного продукта с помощью информационных технологий. Смысл ДО – создание собственного продукта с помощью информационных технологий. Знание – результат продуктивной деятельности. Знание – результат продуктивной деятельности. Ученик – созидатель новой информации. Ученик – созидатель новой информации. Учитель – партнер, организатор среды и процесса. Учитель – партнер, организатор среды и процесса. Разрабатываются новые учебники и методики, интегрированные с информационными технологиями. Разрабатываются новые учебники и методики, интегрированные с информационными технологиями. Разработка дистанционной педагогики. Опирающейся на отечественную философию. Разработка дистанционной педагогики. Опирающейся на отечественную философию.
Дистанционное обучение – обучение с помощью средств телекоммуникаций при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьютеры, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающейся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями). А. В. Хуторской.
Типы дистантного обучения: Полностью дистантное с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи. Полностью дистантное с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи. Очно –дистантное, когда доля очных занятий сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом. Очно –дистантное, когда доля очных занятий сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом. Интернет - образование, когда педагог проводит занятия в очной форме, но использует материалы из сети Интернет. Интернет - образование, когда педагог проводит занятия в очной форме, но использует материалы из сети Интернет.
Принципы дистантного обучения: Продуктивная ориентация учащихся. Продуктивная ориентация учащихся. Индивидуализация дистанционного обучения. Индивидуализация дистанционного обучения. Открытость содержания образования и учебного процесса. Открытость содержания образования и учебного процесса. Приоритет деятельностного содержания перед информационным. Приоритет деятельностного содержания перед информационным. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий. Принципы оптимального сочетения очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Принципы оптимального сочетения очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Деятельностные критерии оценки. Деятельностные критерии оценки.
Школьный телекоммуникационный центр Направления деятельности: Разработка и постановка целей использования телекоммуникаций, учитывающих конкретные условия образовательного учреждения. Разработка и постановка целей использования телекоммуникаций, учитывающих конкретные условия образовательного учреждения. Организация практики использования образовательных Интернет - ресурсов в очном учебном процессе. Организация практики использования образовательных Интернет - ресурсов в очном учебном процессе. Разработка и развитие школьного образовательного сайта. Разработка и развитие школьного образовательного сайта. Организация участия школьников в дистанционных проектах, викторинах, конкурсах, телеконференциях, проводимых в сети Интернет. Организация участия школьников в дистанционных проектах, викторинах, конкурсах, телеконференциях, проводимых в сети Интернет. Организация информационной образовательной среды учебного заведения. Организация информационной образовательной среды учебного заведения. Организация дистанционного повышения квалификации педагогов школы. Организация дистанционного повышения квалификации педагогов школы.
Виды дистанционных занятий: Демонстрационная версия занятия по курсу. Демонстрационная версия занятия по курсу. Занятие играет рекламную роль, имеет цель привлечь учащихся, обеспечить их мотивацию и активную последующую деятельность. Занятие играет рекламную роль, имеет цель привлечь учащихся, обеспечить их мотивацию и активную последующую деятельность. Вводное занятие по курсу. Вводное занятие по курсу. Его цель – ввести учащихся в проблематику курса, сделать обзор предстоящих занятий, охватить весь курс целостно. Его цель – ввести учащихся в проблематику курса, сделать обзор предстоящих занятий, охватить весь курс целостно. Индивидуальное занятие – консультация. Индивидуальное занятие – консультация. При разработке данного вида занятий необходимо ориентироваться на на индивидуальные особенности учащегося и предложить примеры вопросов разных типов. При разработке данного вида занятий необходимо ориентироваться на на индивидуальные особенности учащегося и предложить примеры вопросов разных типов.
Виды дистанционных занятий: Дистанционная конференция по электронной почте. Дистанционная конференция по электронной почте. Для данного занятия необходимо разработать структуру и регламент обсуждения одной образовательной проблемы в рамках дистанционной переписки. Для данного занятия необходимо разработать структуру и регламент обсуждения одной образовательной проблемы в рамках дистанционной переписки. Чат – конференция. Чат – конференция. Занятие проводится в реальном времени в общем для всех месте в сети Интернет. Необходимо заранее подготовить вопросы- проблемы для обсуждения. Занятие проводится в реальном времени в общем для всех месте в сети Интернет. Необходимо заранее подготовить вопросы- проблемы для обсуждения. Веб – занятие. Веб – занятие. Занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб – квестов, конференции в виде веб - форума, семинары деловые игры, лабораторные работы, практикумы и т.д. Занятие имеет множество вариантов: дистанционные уроки на основе веб – квестов, конференции в виде веб - форума, семинары деловые игры, лабораторные работы, практикумы и т.д. Дистанционные олимпиады. Дистанционные олимпиады. Проводится помощью электронной почты или в реальном времени. Ученик отвечает на вопросы через Сеть. Проводится помощью электронной почты или в реальном времени. Ученик отвечает на вопросы через Сеть.
Средства дистанционных коммуникаций: электронная почта; электронная почта; тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet; тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet; Chat (пер. с англ. «болтовня») – переписка в режиме реального времени; Chat (пер. с англ. «болтовня») – переписка в режиме реального времени; ICQ – система для оперативного общения (Интернет – пейджер); ICQ – система для оперативного общения (Интернет – пейджер); видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение; видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение; WWW – навигация по сети Интернет; WWW – навигация по сети Интернет; активные каналы для подписки на веб – сайты; активные каналы для подписки на веб – сайты; веб – сервис: веб - конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах; веб – сервис: веб - конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах; FTP – серверы и файловые архивы; FTP – серверы и файловые архивы; Факсимильные услуги в Интернет; Факсимильные услуги в Интернет; IP – телефония в Интеернете; IP – телефония в Интеернете; Мобильный Интернет (доступ в Интернете с мобильного телефона с помощью Wap – протокола). Мобильный Интернет (доступ в Интернете с мобильного телефона с помощью Wap – протокола).
Желаем успеха в освоении информационных технологий!