А.А. Тишкин Алтайский государственный университет, г. Барнаул (Россия) АЛТАЙ В ХУННУСКОЕ ВРЕМЯ (конец III в. до н.э. – I в. н.э.) Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 07–06–00341 «Применение естественно-научных методов при изучении кочевников Алтая эпохи поздней древности и средневековья»
Хронологической границей между скифо-сакским и «гунно- сарматским» периодом Южной Сибири считается рубеж III и II вв. до н.э., когда население Саяно-Алтая было подчинено в ходе завоевательного похода шаньюя хунну Маодуня (Модэ)
Н.Н. Крадин (2001, с. 234; Крадин, Данилов, Коновалов, 2004, с. 3–4) выделил четыре этапа развития империи Хунну, основываясь на отношениях с Ханьским Китаем: Первый этап (209–133 гг. до н.э.) свидетельствует о расцвете державы; второй этап (129–58 гг. до н.э.) связан с активной экспансией Хань; третий этап (56 г. до н.э. – 9 г. н.э.) отражает внутренние войны и принятие вассалитета от Китая части хунну; четвертый этап (9–48 гг. н.э.) характеризуется сменой внешней политики Китая по отношению к Хунну. В результате внутренних конфликтов империя Хунну распалась на две конфедерации: «северную» и «южную». По мнению указанных авторов, с этого времени (с середины I в. н.э.) начинается новый этап истории – Великое переселение народов (Крадин, Данилов, Коновалов, 2004, с. 4). Стоит указать еще ряд исторических дат, связанных с начальным периодом хуннуского времени (Боровкова, 2005): 199 г. до н.э. – договор о мире и родстве с империей Хань; 174 г. до н.э. – смерть Маодуня и вступление Лаошаня на «трон» шаньюя; 165 г. до н.э. – окончательная победа хунну над царством «Большое Юэчжи»; 123 г. до н.э. – перенос ставки хуннуских шаньюней на север Монголии; 119 г. до н.э. – завершилась успешная для Хань пятнадцатилетняя война с Хунну. Кроме этого, отметим другие известные события: 36 г. до н.э. – хунну вторглись в Среднюю Азии, где были разбиты китайскими войсками (Могильников В.А., 1992, с. 254); 48 г. н.э. – считается официально годом разделения хунну на северных и южных; 93 г. н.э. – по китайским источникам держава северных хунну прекратила свое существование после разгрома сяньбийцами. Все эти сведения, изложенные в письменных материалах, требуют соответственного подтверждения археологическими данными.
В настоящее время к хуннускому времени относятся курганы (более 75), раскопанные на могильниках Усть-Эдиган, Сары-Бел, Чендек (восточная группа), Яломан-II (западная группа), Пазырык (курганы 23, 24, 42), которые расположены в северной, центральной и восточной части Алтая.
Яломан-II
Среди надмогильных сооружений преобладают небольшие каменно-земляные насыпи округлой, реже подпрямоугольной формы с обозначенной крепидой из более крупных камней. На могильном поле курганы образуют подобие тесных параллельных цепочек. У некоторых курганов отмечены вертикально вкопанные камни.
Надмогильные сооружения Курган 43, памятник Яломан-II
Под насыпями находятся грунтовые могильные ямы, в большинстве которых сооружены каменные ящики из массивных плит; реже встречаются деревянные или комбинированные (каменно-деревянные) внутримогильные конструкции.
Способы погребений представлены одиночной ингумацией в сопровождении верхового коня и без него, кенотафами (с конем и без животных), а также захоронениями одной лошади. Умершие люди располагались либо на боку с согнутыми ногами, либо вытянуто на спине. Выделяется два направления ориентации погребенных и сопровождавших коней: в западный и восточный сектор (с преобладанием последнего). Лошади располагались на боку на перекрытии ящика, со смещением «в ноги человека». Гораздо реже они лежали параллельно умершему за длинной стенкой внутримогильной конструкции.
Инвентарь из памятников усть-эдиганского этапа булан-кобинской культуры (II в. до н.э. – I в.н.э.) весьма разнообразен. Вооружение (1–18), снаряжение человека (19–39) и верхового коня (40–54). Орудия труда и предметы быта. Украшения костюма. Материал: 1–8, 10–12, 14–48 – золото и другие цветные металлы; 9, 13 – золото и камень. Масштаб: 1–45, 47, 48 – 1:2; 46 – 1:3
Вооружение представлено оружием дальнего и ближнего боя, а также воинским доспехом. Остатки сложносоставных луков встречены во всех памятниках усть-эдиганского этапа. Обычно сохраняются только комплекты роговых накладок, но в некоторых случаях зафиксированы остатки деревянной кибити. Деревянная модель чекана найдена на могильнике Яломан-II. Железные панцирные пластины, обнаруженные на комплексе Яломан-II, относятся к доспеху ламеллярной структуры.
Боевые наконечники стрел, изготовленные из железа, имеют черешковый насад. Выделяются трехлопастные изделия трех типов (треугольные, треугольные шипастые, шестиугольные), а также бронебойный наконечник с четырехгранным ромбовидным пером треугольной формы. Кинжалы, имеют клинок линзовидного сечения и могут быть разделены на два основных типа.
Снаряжение человека включает различную гарнитуру на основные и стрелковые пояса и портупейные ремни. Пряжки весьма разнообразны. Интересны медные ажурные изделия с изображением ящерицы, имеющие шпенек для закрепления ремня. Стоит обратить на недавно обнаруженный пояс, порытый лаком и имеющий деревянные пряжки, которые сверху были украшены золотыми бляхами- накладками. Среди поясной гарнитуры обнаружены различные бляхи.
Снаряжение верхового коня демонстрируют уздечные и седельные наборы. Найденные железные удила имеют кольчатые окончания звеньев с округлым или квадратным сечением грызла. Они снабжались псалиями, а иногда и обоймами для повода. Псалии – роговые и железные, стержневидные двудырчатые и кольчатые. Зафиксированы различные уздечные украшения. Седельная гарнитура продолжает линию развития предыдущей традиции.
Орудия труда и предметы быта представлены различными категориями инвентаря. Керамическая посуда первой группы
Другая посуда
Украшения костюма состоят из изделий, крепившихся непосредственно к одежде или надевавшихся на самого человека.
Оценивая в целом типовой набор инвентаря усть-эдиганского этапа булан-кобинской культуры, необходимо отметить сочетание в нем нескольких основных культурно-хронологических групп вещей. Первая группа предметов, самая многочисленная, целиком базируется на материальной культуре хунну. Вторая отражает окончание предшествующих материальных традиций скифо-сакского времени. На Алтае они связаны в основном с наследием пазырыкской и каменской культур. Третья группа предметов отражает влияние материальных традиций культур сарматского и среднеазиатского (раннекушанского) круга. Заключение