Современные подходы к преподаванию иностранных языков: обзор и анализ ситуации Цель выступления: определить основные направления языковой образовательной практики Гуманизация образования – важнейшая педагогическая стратегия, отражающая современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования
Технологии преподавания иностранных языков
Межкультурное (интеркультурное) обучение (И.И. Халеева, О.Д. Митрофанова, Н.Д. Гальская и др.) Цель – формирование у учащихся способности эффективно участвовать в межкультурной коммуникации Содержание – специально организованный процесс взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным группам
Обучение на основе базовой культуры личности (А.Л. Бердичевский, О.С. Газман и др.) Цель – самоопределение личности в культуре и выработка на этой основе жизненной позиции Содержание – культура, т.е. личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации
Профильно-ориентированное обучение (О.Г. Поляков и др.) Цель - академическая (формирование учебных навыков как основы для дальнейшего изучения ИЯ); профессиональная (узкая направленность изучения ИЯ) Содержание – 4 профиля (наука и техника, бизнес и экономика, общественные науки, искусство)
Коммуникативное системно деятельностное обучение (Е.И. Пассов, Г. Доля, В.В. Царькова, В.Л. Скалкин) Цель – обучение ИЯ как средству общения в условиях речевой деятельности Содержание – ролевая организация учебного материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста
Коммуникативно-когнитивное обучение (А.П. Кузнецова, В.В. Копылова, А.Ю. Демина и др.) Цель – обеспечить практическую направленность и индивидуализацию процесса с учетом интересов и склонностей учащихся Содержание – творческое применение усвоенного ранее языкового материала при использовании проектного метода
Интегративное обучение Цель – способствовать интеллектуальному развитию, развитию творческих способностей, познавательной активности, познавательной потребности, воспитывать толерантность, уважение к культуре других народов, открытость и т.д. Содержание – междисциплинарная взаимообусловленность
Курсы интегративного типа «Окружающий мир и иностранный язык» (Н.Н. Трубанова) «Прекрасный мир вокруг нас» (И.Л. Бим, Л.Я. Зеня, И.Виланд) «Иностранный язык и детская литература» (О.А. Денисенко, Р.В. Мильруд) «Иностранный язык и художественное развитие» (Л.П. Загорная)
Дистанционное обучение (Е.С. Полат и др.) Цель – формировать умения работать с информацией, принимать самостоятельные решения, развивать конструктивизм, логику, аналитические способности Содержание – наличие информационной среды, включающей современные базы информации, гипертекст и мультимедиа, макромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации, экспертные системы
Основные требования к организации процесса обучения ИЯ
Гуманизация передаваемых знаний Соотнесение передаваемых знаний с интересами и идеалами личности и общества Индивидуализация и интеллектуализация приемов и способов обучения Комплектование методических процедур Творческое восприятие и творческая репродукция учебного материала Диалогичность, коммуникативность и активность применяемых дидактических средств Формирование высокой познавательной способности обучаемых