«Теоретические основы и особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста». Подготовила старший воспитатель, педагог – психолог МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Отечественные педагоги и психологи, изучающие данную проблему. Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б. Ушинского К.Д, Запорожец З.А, Венгер Л.А, А.П. Усова.
Психолог Запорожец А. В. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков». Н.К. Крупская, подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста, – писала она, – игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания…Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам: 1. по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.); 2. по форме организации – регламентируемые воспитателем и самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
Сюжетно-ролевые игры: дети игры-драматизации и строительные.
Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых».
Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам процесс построения плана».
Анализ теоретических разработок, трудов известных академических психологов и педагогов-практиков и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы: Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности – это серьезное занятие. Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.