«РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯ- МИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ТЕМ ЖЕ ЗАКО- НОМЕРНОСТЯМ, КОТОРЫЕ ОБНА- РУЖИВАЮТСЯ В РАЗВИТИИ НОР- МАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕБЁН- КА» (Л.С.ВЫГОТСКИЙ)
В условиях зрительно-сенсорной не- достаточности у детей возникает не- которая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на раз- витии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимания смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем ре- чи, развитии связной речи, в усвое- нии выразительных средств.
Развитие связной речи для детей с нарушением зрения включает в себя 2 направления: 1.Формирование базы для речевой деятельности: коррекция и обогаще- ние сенсорного опыта детей, спе- циальная организация практической и игровой деятельности, активизация общения, развитие и активизация познавательной деятельности, кор- рекция представлений о предметном и социальном окружении.
2.Самостоятельная речевая деятель- ность: коррекция и обогащение словарного запаса, специальное формирование речевых умений и навыков, механиз- мов речи (мотива, замысла, выбора слов, построения высказывания, контроля за его продуцированием)
Все занятия по обучению детей ини- циативной связной речи разбиты на 3 группы: 1) рассказы детей по восприятию; 2) рассказы детей по памяти; 3) рассказы детей по воображению.
Формы работы по развитию связной речи: -пересказ текста; -рассказ по картине; -рассказ по игрушке; -творческие рассказы; -словесное творчество (составление сказок, стихов, загадок); -рассказ в диалоге; -составление объявлений; -рассказы из личного опыта и т.д.
Одна из форм работы по раз- витию связной речи- составление объявлений в газету.(Занятие в подгото- вительной группе для детей с нарушением зрения - «Составление объявления в газету «Пропала собака») Предварительная работа:
Экскурсия в редакцию газеты «Новая жизнь»
ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕС- СИЕЙ ЖУРНАЛИСТА, РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ.
Экскурсия в типографию
ЗНАКОМСТВО С ОБОРУДОВАНИЕМ ТИПОГРАФИИ.
ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПЕЧАТНИКА
ЗНАКОМСТВО С ПРОЦЕССОМ ВЫПУСКА ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЫ
Из типографии с подарками
ТАКИМ ОБРАЗОМ,РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : развитие двух форм речи диалогической и монологической. При формировании диалогической речи НУЖНО развивать у детей умения отвечать на вопросы, реплики, задавать вопросы. Развивать эмоцио- нальное восприятие речи взрослых и детей. Учить использовать выразительные средства: жесты, мимику, интонацию. Учить детей строить краткие сообщения. При формировании монологической речи НУЖНО учить детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно, точно и выразительно строить высказывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоятельном рассказывании ).