ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет) МБДОУ «Детский сад 11 «Ручеек» Разработчик: Воспитатель Николаева Светлана Вениаминовна
Проблема: Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий приводят к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Основная цель проекта: Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле и развивать эстетическое восприятие природы. Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дети: У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Сформируются знания о взаимосвязи в природе. Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Педагоги Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Родители Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный (сентябрь 2010 г.) 2 этап – деятельностный сентябрь 2010 – май 2011 г. г.) 3 этап – оценочный (май 2011 г. г.)
1 этап – подготовительный Изучение программно- методического материала по направлению работы Знакомство с новыми технологиями Повышение собственной профессиональной компетентности
Подбор программно- методического материала по направлению работы Подбор диагностического материала Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: макет «Дары леса» сборник экологических сказок макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования видеотека «Любимые питомцы» уголок «Времена года» дидактическая игра «Волшебный зонт» книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки Пополнение уголка природы Обогащение эколого - игровой среды
Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома Проведение консультаций Оформление наглядно- агитационного материала по организации экологического воспитания дома Педагогическое просвещение родителей
2 этап – деятельностный Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» по методике М.В. Емельяновой Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «Одуванчик»
Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли» Индивидуальная работа с детьми на прогулке Реализация поставленных задач
Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников» Открытые занятия и мероприятия Выступление на педагогическом совете Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием Работа с педагогами
Участие в акции «Спасти и сохранить» Создание экологической тропы на участке детского сада Облагораживание и озеленение территории детского сада Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») Посещение родителями занятий Работа с родителями
3 этап – оценочный Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» по методике М.В. Емельяновой Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей
Подведение итогов работы Презентация проекта (на педагогическом совете) Определение перспектив работ Оценка эффективности работы педагога
Анкетирование Обобщение опыта семейного воспитания Фотовыставка «Красота родной природы» Оценка эффективности работы с родителями
Ресурсное обеспечение Кадровый потенциал: Педагоги Дети подготовительной группы «Одуванчик» Родители Музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО Материально- техническая база Предметно – пространственная среда уголок природы в группе экологическая тропа огород на участке наглядный и демонстрационный материал библиотечка книг с экологическим содержанием
Методическое обеспечение теоретическая и методическая литература периодическая печать материалы по передовому педагогическому опыту Информационное обслуживание проекта Интернет-сайты Выпуск фотоотчетов Публикации в газетах и журналах
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности детей Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей: Познавательный интерес к природе и ее изучению; Знания об окружающей природе; Восприятие красоты природы и желание любоваться ею; Проявление бережного отношения к природе; Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми Частота проявлений бережного отношения; В каких случаях проявляется и на что направлено.
Сравнительные данные по выявлению уровня экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик»
Результаты диагностирования уровня экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» ( в %)
Сравнительный анализ данных за 2010 – 2011 гг.
Системное, комплексное проведение намеченной работы по экологическому воспитанию детей 1. Воспитание любви и бережного отношения к природе в целом. 2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы. 3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. 4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
ЛИТЕРАТУРА 1.Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011