«Определение уровня развития сюжетно- ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста». Подготовил воспитатель II квалификационной категории МКДОУ «Детский сад 56» Соловова С.А.
Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе. Сюжетно - ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней: Подчинение правилам поведения Развитие игровых и действующих взаимоотношени й игра игрушка соорудить постройку помощь
нравственные чувства дружеские взаимоотношения организация поведения
Вопросы, касающиеся непосредственно ролевых игр: 1. В какие игры дети любят играть и какова продолжительность этих игр? 2. Каков уровень взаимоотношений детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?) 3. Наблюдается ли творческий элемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами? 4. Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется? 5. Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие, планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?) 6. Какие дети в играх активные, а какие малоактивные?
Программа«Развитие» (автор Л.А. Венгер ) При разработке программы «Развитие» авторы учитывали положения Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского и т.д. о том, что по уровню развития игровой деятельности ребенка можно судить о развитии ребенка, в целом, и о степени соответствия его развития возрастным нормам.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей: Первая подгруппа: дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) Вторая подгруппа: дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. Третья подгруппа: дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. Четвертая подгруппа: дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Поведение и общение ребенка должно быть положительно направлено: он должен уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Разнообразие средств по формированию социально- нравственного поведения и воспитания: игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; наблюдения, этические беседы; занимательные и творческие задания и вопросы и т.д.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории.
Оценку уровня игры осуществлять 3 раза в год: октябрь февраль май Принципы организации сюжетной игры: 1. первый принцип – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть». 2. второй принцип – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. 3. третий принцип – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Таким образом, следуя методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств развития воспитания детей можно попробовать достичь изменения показателей уровня игровой деятельности, сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил.