Нормативное подушевое финансирование Рожков А.И., директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПК и ППРО Краснодар, 17 июня 2007 г.
Законодательная основа НПФ Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от ФЗ (в ред. Федерального закона от ФЗ); Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ФЗ; Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от ФЗ и с последующими изменениями).
Цели реформирования механизма финансирования ОУ и введения НПФ Обеспечение равного доступа к качественному образованию Стимулирование эффективного планирования и расходования бюджетных средств Обеспечение связи объема финансирования и качества образовательных услуг
Отличие НПФ от сметного финансирования: Потребности в финансах определяются исходя из стоимости услуги и объемов ее оказания Финансируется оказание образовательных услуг в отношении обучающихся Учитываются особенности услуги, качество ее оказание
Принципы перехода на НПФ Взвешенность перехода, отсутствие резкого перераспределения средств внутри отрасли – наличие адаптационного (переходного) периода; Недопущение фактического снижения финансирования ОУ при сохранении объема оказываемых ими образовательных услуг; Доведение норматива до ОУ в соответствии с едиными правилами.
Риски введения НПФ Уменьшение численности обучающихся в муниципалитете – уменьшение субвенции; Использование нормативной наполняемости вместо фактической – уменьшение финансирования школ в средних и малых населенных пунктах; Недоучет особенностей дорогих программ (коррекция, повышенный уровень); На уровне ОУ – сокращение финансирование статей, которых дополнительно не нормированы специальным законодательством
Основа НПФ Региональный расчетный подушевой норматив определяется раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местностиРегиональный расчетный подушевой норматив - минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации образовательной программы в учреждениях конкретного региона в соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования в расчете на одного обучающегося в год - определяется раздельно для образовательных учреждений, расположенных в городской и сельской местности + особые условия (в т.ч. вне НПФ) для малокомплектных школ при условии параллельного проведения реструктуризации сети.+ особые условия (в т.ч. вне НПФ) для малокомплектных школ при условии параллельного проведения реструктуризации сети.
Определение регионального расчетного подушевого норматива Средняя величина расходов на реализацию ГОС исходя из минимальных (конституционно- гарантированных) норм в конкретных ОУ в расчете на одного ученика (город/село)
Переходный период (до 3-х лет) Адаптационные надбавки для муниципалитетов; Поправочный коэффициент для ОУ; Цель: Цель: снижение сопротивления и возможность провести соответствующие изменения на уровне муниципалитета и ОУ Далее: Далее: дифференциация норматива по типам, видам, категориям ОУ, либо в зависимости от реализуемых образовательных программ и особенностей контингента обучающихся
Уровни реализации принципа НПФ Межбюджетные отношения (субъект – муниципалитет) Внутрибюджетные отношения (муниципальный бюджет – МОУ, а также ГОУ – региональный бюджет); Уровень ОУ (самостоятельность ОУ в расходовании средств доведенного норматива)
Расчет норматива не в отношении ученика в ОУ, а обучающегося по ступени общего образования, конкретной образовательной программе, форме обучения