Результативность комплексных проектов Проблематика Ограничения Результативность
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 2 Результативность комплексных проектов Комплексный проект развития региональных систем образования: 1. Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей. 2. Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. 3. Развитие региональной системы оценки качества образования. 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации. 5. Расширение общественного участия в управлении образованием. 6. Организационное обеспечение реализации комплексного проекта.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 3 Результативность комплексных проектов Поручения Президента РФ: 20 мая 2006 г.: разработать нормативные правовые механизмы финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации российского образования 15 августа 2006 г.: через развитие материально-технической базы и организационной инфраструктуры оказать поддержку регионам, разрабатывающим и внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, направленную на повышение доходов учителей. Для реализации данной задачи определить источники и порядок финансирования, провести конкурсы среди субъектов Российской Федерации Результаты : повышение доходов учителей развитие материально-технической базы организационной инфраструктуры Повышение эффективности расходования бюджетных средств Принцип: деньги взамен на обязательства Проект (заявка): задел по 5 направлениям, обязательства, прежде всего, по введению новой системы оплаты труда, подушевого финансового норматива
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 4 Результативность комплексных проектов Конкурс: 53 заявки, 21 регион-победитель, 3 региона консультанта. Регионы-победители: Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область Краснодарский край, Красноярский край, Московская область, Новгородская область, Новосибирская область, Псковская область, Республика Бурятия Республика Мордовия, Осетия(Алания) Республика Саха-Якутия Республика, Самарская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Республика Чувашия Регионы-консультанты: Москва, СПБ, Тюмень.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 5 Результативность комплексных проектов Результаты конкурса: -Регионы взяли на себя обязательства по введению НСОТ, НПФ, простроили собственные схемы реализации этих обязательств, утвержденные руководителями регионов. - Регионы выделили средства, в рамках со- финансирования, на реализацию обязательств. Ключевой риск реализации комплексного проекта: Подмена институциональных изменений решением насущных, но не-институциональных задач. Вместо новой системы оплаты труда – капитальный ремонт школ, закупка оборудования и т.д. не для пилотной части, а в большем объеме.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 6 Результативность комплексных проектов Риски реализации: Повышение доходов – не всем в равной степени, напряжение в среде учителей, обвинение в «сдельщине» со стороны профсоюзов и «левых». Неготовность органов управления к разработке регламентов, общественных институтов – к распределению стимулирующей части ФОТ. Действия: принятие Постановление Правительства. Новая система оплаты труда Результат Связь заработной платы с результативностью труда, количеством обучаемых, следствие – повышение качестваэ обеспечение результирующего роста заработной платы учителей. Условия: отсутствие Постановления Правительства о новой системе оплаты труда, наличие постановление Правительства 191, о норме труда – почасовой оплате.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 7 Результативность комплексных проектов Переход на нормативное подушевое финансирование Результат: Введение схемы финансирования «деньги за учеником», становление конкурентной среды, следствие – повышение качества повышение эффективности бюджетных вложений в образование. Риски: Подмена задачи повышения качества, задачей предельной экономии средств, раздувание фантомов «оптимизации», «реструктуризации». Следствие – рост протестных проявлений. (Калининградская обл., Новосибирская обл. и др.) Вывод значительной части сети образовательных учреждений из нормативного подушевого финансирования. (Республика Саха (Якутия). И тем самым сохранение некачественного образования значительной части школьников. Применение НПФ не для поднятия качества – выравнивания условий обучения в селе, а для фиксирования и сохранения, консервации этих неудовлетворительных условий. Действия: добиться политического соглашения с регионами, о первичности соблюдения стандарта качества в любой школе. Для этого: принять в 2007 году (до 1 сентября) поправок в Закон РФ «Об образовании» в части образовательного стандарта.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 8 Результативность комплексных проектов Развитие региональной системы оценки качества образования Результаты: Государственно-общественная система оценки качества. Введение стандарта качества образования и условий реализации образовательных программ (через государственный образовательный стандарт) Вхождение в международную систему оценки качества Риски: -Сопротивление «методического лобби», академических структур и низкий уровень ведомственных структур «пропаганды и агитации» -Неготовность гражданских институтов участвовать в формировании стандартов качества. Действия: Развивать независимые экспертные институты с правом, «образовательного аудита», по типу нотариата. Водить международные системы оценки качества образования.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 9 Результативность комплексных проектов Развитие сети образовательных учреждений Результаты: Выравнивание условий предоставления образования, соблюдения стандарта качества образования и стандарта условий. Предоставление качественного образования, независимо от места жительства. Становление института базовых школ для ресурсного обеспечения сети ОУ Риски: Невозможность «укрупнения» из-за географии или популизма региональных администраций. Социальные напряжения из-за административного характера оптимизации и реструктуризации сети. Стремление сохранения исторически сложившегося образа жизни – кочевые школы, напр. Действия: Развитие «переговорных площадок» с населением. Развитие сетевых технологий обучения («Московский аттестат для бурятских или якутских детей). Выделение группы школ, относительно которых принимается специальное решение по выделению средств для достижения качества – сверх норматива.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 10 Результативность комплексных проектов Развитие общественного участия в управлении образованием Результаты: Повышение качества образования Формирование института оценки результатов модернизации Повышение доходов учителей в соответствии с качеством их работы Риски: Формальный подход региональных органов управления образованием к развитию гражданских институтов – проявился в отборе школ, реализующих инновационные программы. Отсутствие программ обучения и, возможно, сертификации общественных управляющих. Низкий уровень регламентов деятельности школьных советов, муниципальных попечительских советов, региональных союзов попечителей в управлении образованием.
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 11 Результативность комплексных проектов Схема мониторинга (предложение) 3 уровня показателей: 1. Внутренние (отслеживание соответствия проводимых регионом изменений основным принципам КПМО и взятым на себя. По показателям, утверждённым нормативным актом, определяющим реализацию проекта в регионе. 2. Институциональные (анализ проводимых регионом преобразований на всех уровнях): Улучшение качества образования Повышение доходов учителей Удовлетворение граждан уровнем образования – общественное мнение Влияние изменений на отношение «учитель – ученик» Эффективность расходования бюджетных средств Наличие внебюджетного финансирования Выравнивание условий получения образования Разрешение конфликтов
Александр Изотович Адамский Институт образовательной политики "Эврика" 12 Результативность комплексных проектов Формат мониторинга: предельная формализация, электронный вариант, визуализация результатов. Механизм мониторинга: Регион, муниципалитеты (входящие в пилот), школы (входящие в пилот) по утвержденным показателям ведут электронную публичную отчетность, на соответствующих сайтах. На федеральном уровне происходит автоматический сбор данных, их обработка и визуализация. Постоянный ситуативный анализ реализации комплексных проектов.