Первый этап реализации проекта «Школьный музей как центр гражданского воспитания»: итоги, проблемы, перспективы Е.В. Нуждина, руководитель кафедры истории и обществознания
Актуальность Задача российского гражданского образования – формирование базовых ценностей, имеющих демократические основы и опирающиеся на исторические и социокультурные достижения, связывающие поколения Задача российского гражданского образования – формирование базовых ценностей, имеющих демократические основы и опирающиеся на исторические и социокультурные достижения, связывающие поколения
Противоречия Декларирование необходимости гражданского образования Декларирование необходимости гражданского образования Провозглашение ценностей демократии Провозглашение ценностей демократии Осознание возможностей богатой истории школы Осознание возможностей богатой истории школы Недостаток практики в деятельности ОУ Утвердившие отечественные традиции Утрата опыта использования музея как средства гражданского воспитания
Цель проекта: формирование личности гражданина России с присущими ему взглядами, мотивами деятельности, моделью поведения
Задачи проекта: проведение анализа отечественного педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания; проведение анализа отечественного педагогического опыта в области гражданско-патриотического воспитания; создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея; создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея; создание и пополнение экспозиции музея; создание и пополнение экспозиции музея; осуществление взаимодействия музея гимназии и Свердловского областного краеведческого музея. осуществление взаимодействия музея гимназии и Свердловского областного краеведческого музея.
Гипотеза Организация воспитательного процесса гимназии на основе музейной деятельности способствует освоению гимназистами гражданских ценностей
Сроки реализации проекта: 2006 – 2009 г. 1 этап: февраль 2006 – декабрь 2006 г. 1 этап: февраль 2006 – декабрь 2006 г. 2 этап: январь 2007 г. – май 2008 г. 2 этап: январь 2007 г. – май 2008 г. 3 этап: сентябрь г. 3 этап: сентябрь г.
Организационно-содержательная Создание рабочих групп Создание рабочих групп Определение внешних партнеров Определение внешних партнеров Обучение учащихся 9-10 классов основам музейной деятельности Обучение учащихся 9-10 классов основам музейной деятельности Разработка материалов по гражданскому воспитанию Разработка материалов по гражданскому воспитанию
Организация деятельности учащихся Творческие группы Обработка материалов, хранящихся в гимназии Создание сайта гимназии Установление связей с выпускниками
Проблемы Организационные Организационные Содержательные Содержательные Кадровые Кадровые Нормативные Нормативные Финансовые Финансовые
Перспективы Продолжение тесного сотрудничества с Свердловским областным краеведческим музеем Продолжение тесного сотрудничества с Свердловским областным краеведческим музеем Расширение круга участников проекта Расширение круга участников проекта Внедрение музейной педагогики в процесс формирования гражданских ценностей гимназистов Внедрение музейной педагогики в процесс формирования гражданских ценностей гимназистов