Сотрудничество и кооперация в области поставки ядерного топлива на примере взаимодействия России и стран ЕС ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Московский инженерно-физический институт (государственный университет) Институт международных отношений Место выполнения: ОАО «ТВЭЛ» Руководитель работы: Антипов В.Л. Соруководитель от МИФИ: Колдобский А.Б. Студент: Асина Л.Р. Группа: Д11-04
Цели и задачи Цель: Анализ системы регулирования поставок российского ядерного топлива (ЯТ) на рынок ЕС, рассмотрение ограничений и перспектив позитивного развития такой системы Задачи: I. Рассмотрение правовой базы для экспорта российского ЯТ на рынок ЕС II. Расширение ЕС на восток и влияние этого процесса на существующую систему регулирования поставок российского ЯТ в страны союза III. Современный рынок сбыта российского ЯТ в ЕС 2ИМО МИФИ, 2009г.
I. Правовая база. Международное регулирование I.Конвенция о физической защите ядерного материала (ЯМ) (1979г.) обеспечение безопасности: -при международных перевозках ЯМ, -при использовании, хранении и перевозке ЯМ внутри государства; создание национальных систем физической защиты и выполнение требований по безопасности. II. Конвенция о безопасности обращения с ОЯТ и РАО (1997г.) цели: –достижение и поддержание высокого уровня такой безопасности –обеспечение эффективных средств защиты от потенциальной опасности на всех стадиях обращения с ОЯТ и РАО; –предотвращение аварий с радиологическими последствиями и смягчение последних 3ИМО МИФИ, 2009г.
I. Правовая база. Международное регулирование III. Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963г.) международно-правовая ответственность за ядерный ущерб; сроки, принципы и порядок возмещения ущерба ( $60 млн. (min сумма страховки одного ядерного объекта)) IV. Стандарты МАГАТЭ (с 1967г. (1995г., 2000г.)) – рекомендации 2 группы комплектов стандартов (Требования + Руководства): 10 тем, общие для многих типов установок и видов деятельности => единые стандарты (регулирование и оценка безопасности, радиационная защита и др.) Стандарты для 6 типов установок и видов деятельности -> специфичные нормы и правила (АЭС, исследовательские реакторы и др.). 4ИМО МИФИ, 2009г.
I. Правовая база. Национальное законодательство Атомное право атомное законодательство Россия: ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ФЗ 164 от 2003г.) ФЗ «Об экспортном контроле» (ФЗ 183 от 1999г.) Закон «Об использовании атомной энергии» (1995г.) Постановления Правительства РФ: -«Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» (2000г.) -«О порядке и условиях совершения сделок по передаче права собственности на ядерные материалы иностранному государству или иностранному юридическому лицу» (2007г.) 5ИМО МИФИ, 2009г.
I. Правовая база. Национальное законодательство ЕС: атомное право стран ЕС + нормы Евратома (1958г.) Договор о Евратоме Агентство поставок Евратома (1960г.) Задача: обеспечение поставок при равном доступе к источникам поставок. право Агентства на выбор опционов (Ст.57); эксклюзивное право на заключение контрактов на поставку ЯМ (Ст.52). -обеспечение безопасности поставки -рыночные цены -равный доступ потребителей к ресурсам Переходные положения: контракты на поставки, заключенные до и в период вступления в силу договора о Евратоме - действуют как «заключённые до вступления законодательства в силу»; - продление: нужно заключение Агентства => м. б. применена действующая политика. 6ИМО МИФИ, 2009г.
I. Правовая база. Межправительственные соглашения Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС: -подписано , вступило в силу широкая сфера действия Атомная отрасль: -ЯМ: исключены из общих внешнеторговых правил (ст. 22,99) => применение количественных ограничений и защитных мер => Декларация Корфу (1994г.): скрытое квотирование - импорт ЯТ из одного источника 25% от потребности отдельной страны. Цели: безопасность поставок ЯМ путём диверсификации источников поставок; создание свободного рынка ЯМ -> отсутствие доминирования одного поставщика. 7ИМО МИФИ, 2009г.
II. Последствия расширения ЕС на восток для российского присутствия на европейском рынке ЯТ Кипр, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия и Словения; – Болгария и Румыния внешний рынок внутренний рынок ЦВЕ распространение общей торговой политики ЕС на новых членов 1. рост таможенного обложения на ЯТ из РФ 2. нетарифные ограничения: различия в технических стандартах 3. СПС, декларация Корфу, Договор о Евратоме - развитие торгово- экономических связей - выход российских компаний из ЦВЕ в ЕС - совместные проекты 1) снижение конкурентоспособности товаров из РФ 2) остановка/модернизация блоков АЭС в ЦВЕ 3) Квотирование импорта ЯТ => сокращение рынка атомного оборудования, ЯТ и сопутствующих услуг в ЦВЕ Сохранение действующих контрактов на поставку ЯТ из РФ в ЦВЕ на прежних условиях до конца их срока действия 8ИМО МИФИ, 2009г.
II. Будущее основных договоров между РФ и ЕС, регулирующих торговлю ЯТ Структуры диалога ЕС и РФ – не эффективны => переработка системы СПС -новое СПС: и – I и II раунды переговоров -экономический кризис => обсуждение нового СПС отложено с 2007г. - ежегодная пролонгация СПС-94. разногласия дефицит доверия модификация СПС-94 потенциал СПС-94 - устаревший документ - противоречит нормам ВТО - квоты – фикция -отсутствие открытой рыночной конкуренции - устаревший документ - противоречит нормам ВТО - квоты – фикция -отсутствие открытой рыночной конкуренции РФ - противоречие либеральным принципам ЕС -интерес энергокомпаний ЕС -развитие ЯЭ - экономические и политические мотивы - противоречие либеральным принципам ЕС -интерес энергокомпаний ЕС -развитие ЯЭ - экономические и политические мотивы ЕС Отмена д. Корфу Франция Германия Италия ряд стран ЦВЕ Франция Германия Италия ряд стран ЦВЕ 2007г. – переговоры 2008г. – перенос переговоров (продление д. Корфу) 2007г. – переговоры 2008г. – перенос переговоров (продление д. Корфу) 9ИМО МИФИ, 2009г. пересмотр д.Корфу с сохранением политики квотирования Декларация Корфу
II. Будущее основных договоров между РФ и ЕС, регулирующих торговлю ЯТ Соглашение о торговле ЯМ между Россией и ЕС - проект представлен в 2004г. исключение торговли ЯМ из нового СПС (заключение секторального соглашения о сотрудничестве в ядерной сфере) 10ИМО МИФИ, 2009г. РФ ЕС - обычный режим торговли -транспарентность процедур визирования контрактов - ценообразование ЯТ из РФ решается партнёрами по контракту - обычный режим торговли -транспарентность процедур визирования контрактов - ценообразование ЯТ из РФ решается партнёрами по контракту - защитные меры -регулирование Евратомом -увязка с яд. безопасностью, нераспространением и пр. - увязка с торговлей др. энергоносителями - защитные меры -регулирование Евратомом -увязка с яд. безопасностью, нераспространением и пр. - увязка с торговлей др. энергоносителями
Современный рынок сбыта российского ЯТ в ЕС ЧехияСловакия ВенгрияБолгарияФинляндияЛитва АЭС «Дукованы» 4э.б. ВВЭР-440 АЭС «Темелин» 2э.б. ВВЭР-1000 АЭС «Богунице» 2 э.б. ВВЭР-440 АЭС «Моховце» 2 э.б. ВВЭР-440 АЭС «Козлодуй» 2э.б. ВВЭР-1000 АЭС«Ловииза» 2 э.б. ВВЭР-440 АЭС «Пакш» 4э.б. ВВЭР-440 АЭС «Игналинская» РБМК ИМО МИФИ, 2009г.
Выводы показано влияние геополитического фактора на европейский рынок ЯТ; выявлены особенности современного европейского рынка ЯТ: -возможность его долгосрочного прогнозирования, -сильная степень монополизации, -обострение конкуренции между основными игроками, -интеграционные процессы среди участников рынка, -долгосрочный характер заключаемых контрактов на поставку ЯТ; показан современный рынок сбыта российского ЯТ в ЕС и его перспективы; рассмотрены перспективы основных договоров между РФ и ЕС в торговле ЯМ; 12ИМО МИФИ, 2009г.
Выводы проанализирована правовая система регулирования поставок российского ЯТ на рынок ЕС и объяснена необходимость ее модернизации; выявлены причины затянутого решения вопроса о пересмотре существующей системы регулирования поставок российского ЯТ на рынок ЕС: -различное восприятие сторонами будущего СПС и д. Корфу, -столкновение интересов сторон в проводимой энергетической политике, -становление энергетической сферы в целом областью политической и экономической борьбы; 13ИМО МИФИ, 2009г.
Выводы предложены следующие основные шаги для повышения эффективности взаимодействия России и ЕС в сфере поставок российского ЯТ: -поступательное развитие диалога в сфере ЯТЦ между РФ и ЕС => равноправное сотрудничество и его документальное подтверждение; -проведение переговорного процесса по выяснению и сближению позиций для нахождения компромисса при урегулировании существующих разногласий (СПС, д. Корфу и Соглашение о торговле ЯМ); - создание РФ и ЕС совместных проектов в ключевых областях => укрепление и рост взаимного доверия. 14ИМО МИФИ, 2009г.