1
Государственная программа города Москвы на гг. «Жилище» Ответственный исполнитель: Департамент градостроительной политики города Москвы. Соисполнители: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы; Департамент капитального ремонта города Москвы; Департамент экономической политики и развития города Москвы; Департамент строительства города Москвы; Департамент имущества города Москвы; Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы; Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры; Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства; Департамент семейной и молодежной политики города Москвы 2 Подпрограммы
3 Государственной программы города Москвы на гг. «Жилище» Подпрограмма 1. Завершение строительства по инвестиционным контрактам Подпрограмма 2. Реновация существующей жилой застройки. Подпрограмма 3. Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда. Подпрограмма 4. Создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья. Развитие системы улучшения жилищных условий граждан. Подпрограмма 5. Развитие гостиничной отрасли города Москвы. Увеличение количества мест для временного проживания Подпрограмма 6. Комплексная застройка земельных участков в Москве и Московской области Подпрограмма 7. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе молодых семей. Подпрограмма 8. Управление жилищным фондом в городе Москве. Благоустройство дворовых территорий
Площадь Москвы - более 108,1 тыс. га Доля территории жилых зон - 23%. Население Москвы тыс. человек. Жилых домов с общей площадью квартир - 215,5 млн. кв.м В собственности города находится 31,8 млн. кв.м – около 15% всего жилищного фонда. Свыше 28% в общем объеме жилищного фонда составляют жилые дома периода постройки с 1991 по 2010 годы. Более одной пятой (21%) жилищного фонда Москвы построено за десятилетие с 1970 по 1979 годы. Из 1722 панельных пятиэтажных домов сносимых серий по состоянию на начало июня 2011г. осталось снести 414 домов общей площадью около 1,6 млн. кв.м. (25%). Объем строительства жилья за счет всех источников финансирования за период с 2000 по 2010 гг. составил 42 млн. кв. м жилья, в том числе за счет городского бюджета 13 млн. кв.м. Зарегистрировано 1399 инвестиционных контрактов на строительство 40 млн. кв.м недвижимости (на начало 2011 года). ГЗК рассмотрено 277 контрактов, из них решено продлить сроки реализации 154 контрактов на строительство 3,9 млн. кв.м. (на начало апреля 2011 года) Количество многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации, на сегодняшний день оценивается в объеме 14,4 тыс. строений (87,5 млн. кв.м.). По состоянию на январь 2011г. в Москве работает 290 гостиниц с номерным фондом мест, что составляет только 30% от потребности в гостиничных местах. 4
Цели Программы: Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств. Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве. Задачи Программы: Завершение строительства по инвестиционным контрактам. Реновация существующей жилой застройки: Завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения. Надстройка отдельных жилых домов в районах реновации с отселением жителей (или без него). Анализ возможностей перепрофилирования нежилой недвижимости. Проведение капитального ремонта и модернизации жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками. 5
Создание цивилизованного рынка найма и аренды жилья. Развитие системы улучшения жилищных условий граждан; Строительство доходных домов для различных категорий граждан; Развитие механизмов замещения бюджетных средств в жилищной сфере внебюджетными средствами. Создание условий бизнес-сообществу для привлечения средств с длительным сроком окупаемости. Определение стратегии развития и использования фонда общежитий, реконструкция и приспособление для гостиничных функций общежитий, находящихся в собственности г. Москвы. Развитие гостиничной отрасли города Москвы, увеличение количества мест для временного проживания: Строительство домов гостиничного типа, в том числе на базе плавательных средств, для сокращения дефицита мест временного проживания; 6
Комплексная застройка привлеченных под жилищное строительство участков в Москве и Московской области: Реорганизация застроенных и производственных территорий внутри города Москвы; Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе молодых семей: Сокращение срока ожидания малоимущими жителями города Москвы, принятыми на жилищный учет, получения жилого помещения из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма. Сокращение срока ожидания предоставления иных видов государственной помощи в жилищной сфере жителям города Москвы, принятым на жилищный учет. 7
Совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве, развитие системы эксплуатации жилищного фонда и благоустройство дворовых территорий: Разработка требований к системе управления жилищным фондом на современном этапе. Определение основных направлений, способов и механизмов использования жилищного фонда города для решения задач, стоящих перед Москвой. Определение оптимальных границ, степени и способов влияния города на общий хозяйственный оборот при управлении жилищным фондом. Дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение количества застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества собственников в многоквартирных домах от рисков гибели, утраты и повреждения. 8
Развитие электронных способов документооборота с организациями федерального, регионального подчинения, а также с городскими организациями, участвующим в реализации прав граждан на жилище. Развитие электронных способов оказания государственных услуг жителям города Москвы в жилищной сфере. Предоставление открытого доступа к информации (с учетом законодательства о персональных данных) для населения. Участие города Москвы в регулировании рынка недвижимости путем использования государственного имущества города Москвы, разработки мер регулирования в жилищной сфере в целом; Выработка стимулирующих мер и создание системы управления жилищным фондом по различным направлениям (доходным домам, строительству в Московской области и др.). 9
10 Комплексные целевые индикаторы и показатели реализации Программы 1. Годовой объем ввода жилья (тыс. кв.м), в т.ч. за счет городского бюджета (тыс. кв.м). 2. Уровень обеспеченности населения жильем (кв.м /чел.). 3. Общее количество семей, улучшивших свои жилищные условия по годам реализации Программы (семей). Показатели, характеризующие эффективность реализации отдельных подпрограмм 4. Доля жилищного фонда, сдаваемого в найм (тыс. кв.м). 5. Количество ежегодно снесенных жилых домов в гг. (шт., тыс. кв.м), в т.ч.: домов «сносимых» серий 1-го периода индустриального домостроения). 6. Годовой объем капитального ремонта и модернизации жилых домов (шт., тыс. кв.м.).
11 В итоге реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: 1. Завершено строительство по ранее заключенным инвестиционным контрактам. 2. Сформирован цивилизованный рынок найма жилья в Москве. Создан базовый (первичный) жилищный фонд для предоставления жилья по договорам найма. 3. Выполнены в соответствии с утвержденными показателями государственные обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 4. Реализованы разработанные механизмы замещения бюджетных средств в жилищной сфере внебюджетными средствами, а также созданы условия бизнес- сообществу для привлечения средств с длительным сроком окупаемости.
12 5. В соответствии с утвержденными показателями развита сеть домов гостиничного типа в городе Москве. 6. В соответствии с утвержденными показателями проведена реорганизация застроенных и производственных территорий в городе, комплексная застройка земельных участков на периферии столицы и в Московской области 7. Завершена ликвидация подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения. 8. В соответствии с утвержденными показателями реализован комплекс мероприятий по улучшению демографической ситуации в городе путем улучшения жилищных условий для молодых и многодетных семей.
13 9. В соответствии с адресными программами приведены в технически исправное состояние многоквартирные дома посредством капитального ремонта и модернизации. 10. Сформирован специализированный жилищный фонд (в т.ч. маневренный, фонд общежитий и т.д.). 11. Получила дальнейшее развитие комплексная система страхования в жилищной сфере города Москвы. 12. Разработана и внедрена система электронных способов оказания жителям города Москвы государственных услуг в жилищной сфере.