Общая биология Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Цель урока : Систематизировать знания об уровнях развития живой материи на Земле на современном этапе эволюции Задачи : 1.Выявить критерии разделения живых организмов на уровни. 2.Определить сущность основных свойств живого на разных уровнях организации.
Живая природа является целостной, но неоднородной системой, которой свойственна иерархическая организация. Главные биологический категории: Молекула Молекула Клетка Клетка Организм Организм Популяция Популяция Биогеоценоз Биогеоценоз Биосфера Биосфера
На современном этапе эволюции планеты Земля известно: 1,5 миллиона видов животных 350 тысяч видов растений 3 тысячи видов бактерий 100 тысяч видов грибов Все живые организмы разделены на 4 царства растения бактерии грибы животные
Самый низкий уровень организации живой материи- молекулярный Элементарные единицы: Углеводы, липиды( энергетические вещества клетки) Углеводы, липиды( энергетические вещества клетки) Нуклеиновые кислоты( передача наследственной информации) Нуклеиновые кислоты( передача наследственной информации) Белки ( строительный материал клетки) Белки ( строительный материал клетки) Проходит граница между живым и неживым
КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ КЛЕТКА- элементарная биологическая система, способная к самовоспроизведению, самообновлению и развитию. Основные отличия клеток друг от друга: Наличие или отсутствие ограниченного мембраной,четко различимого клеточного ядра. организмы прокариоты ( доядерные) эукариоты (ядерные) бактерии грибы, растения, животные
Органо-тканевый уровень Ткань-совокупность сходных по строению клеток, объединенных выполнением общей функции. Ткань-совокупность сходных по строению клеток, объединенных выполнением общей функции. Орган- структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей Орган- структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей
Организменный уровень Организм - целостная система способная к самостоятельному существованию организмы Одноклеточные Многоклеточные бактериипростейшие ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
Существуют неклеточные формы- вирусы 1.Вирусы- автономные генетические структуры, неспособные развиваться вне клетки. вне клетки.2.Вирусы- внутриклеточные паразиты внутриклеточные паразиты 3.Вирусы не имеют собственного обмена веществ собственного обмена веществ
Популяционно- видовой уровень Популяция- группа особей одного вида, длительное время проживающая на определенной территории Популяция- группа особей одного вида, длительное время проживающая на определенной территории
Биогеоценотический уровень Биогеоценоз – сообщество организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединенных в единый природный комплекс Биогеоценоз – сообщество организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединенных в единый природный комплекс
Биосферный уровень Биосфера – совокупность всего живого, населяющего Землю Биосфера – совокупность всего живого, населяющего Землю Высший уровень организации жизни
Каждому термину подберите соответствующее ему понятие 1. Биогеоценоз 2. Биосфера 3. Ткань 4. Организм 5. Клетка 6.Популяция 7. Органические соединения А. Совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, связанных выполнением определенных функций Б. Совокупность организмов разных видов и среды обитания В. Целостная живая система, способная к самостоятельному существованию Г. Самый высокий уровень организации жизни на Земле Д. Структурная и функциональная единица живого Е. Группа особей одного вида, объединенных общим местом обитания Ж. Соединения углерода, из которых построены живые организмы
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Чем органические молекулы отличаются от неорганических? (ДЛЯ ОТВЕТА СРАВНИТЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ И НЕОРГАНИЧЕСКИХ МОЛЕКУЛ)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: ВОЗМОЖНО ЛИ НА ДАННОМ УРОВНЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЖИЗНИ? ВОЗМОЖНО ЛИ НА ДАННОМ УРОВНЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЖИЗНИ? (ОТВЕТ ПОДТВЕРДИТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ ).
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: МОЖНО ЛИ ВИРУСЫ СЧИТАТЬ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ? МОЖНО ЛИ ВИРУСЫ СЧИТАТЬ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ? ( ДЛЯ ОТВЕТА СОПОСТАВЬТЕ ВСЕ ДОВОДЫ «ЗА» И « ПРОТИВ» И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД)