Вычкан Зинаида Евгеньевна Учитель начальных классов МОУ СОШ с.Богородское Ульчского района Хабаровского края
Цель: Познакомить с природой Японии, с особенностями изображения, украшения и постройки в искусстве Японии, дать представление о красоте женщины в Японии, научить рисовать традиционную одежду японцев-кимоно. Познакомить с современной Японией при помощи слайдов. ТЕМА УРОКА: «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»
Ход урока. Вступительная беседа. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и неслучайно, в ней выражается Понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. Непросто решить, откуда начать наше путешествие. Обратимся, пожалуй, туда, где зарождается день. Отправимся в Страну восходящего солнца! Представьте себе бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись высокие островерхие горы.
Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Никто точно не помнит, как попали сюда их отважные предки, возможно, и вправду их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца. И до сих пор здесь поклоняются ей, с трепетом и восхищением любуясь по утрам торжественным восхождением её огненного диска из под океана. Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как «путь гор». А сегодня все называют эту страну Япония.
Сегодня на уроке мы попробуем изобразить природу Японии, образ японки, а так же традиционные дома японцев. А на следующем уроке попытаемся сделать коллективное панно: «Культура Японии» Работать будем по группам.
Задание 1 группе. В своих садах японцы стараются создать образ красоты своей земли, своего мира. Представьте, что вы вышли утром в сад, а кругом удивительная красота: цветущая сакура, ветка дерева с птичкой. Японцы создали разные сады. И самый необычный – сад камней. Традиция строить сады камней очень древняя. Камни производят впечатление горных островов, омываемых морскими течениями. Всё это вызывает настроение таинственности, недосказанности. Попробуйте всё это нарисовать, но только постарайтесь учесть то, чему вас учат японские художники: умей соотнести разработанные детали с большим, обобщённым, как бы в тумане, фоном.
Задание 2 группе. Нарисуйте образ японки. Одежда японок- кимоно. Это платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжёлая корона чёрных волос, скреплённых длинными шпильками и гребнями. Глаза как маленькие рыбки, рот- лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости.
Задание 3 группе. Вы будете рисовать японские дома. Здание японского храма – пагода – похоже на изящную лёгкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность - поднятые кверху концы. Как будто они улыбаются или юбочками кружатся на ветру. К концам кровли привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Сильные ветры и землетрясения бывают в гористой Японии часто, что при строительстве всегда приходилось учитывать. Японские домики не имеют стен в нашем понимании. Знаешь, как складываются из брёвен стены избы? А в Японии строят только рёбрышки стен – лёгкие сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик.
Современная Япония глазами учеников нашей школы. В 2004 году делегация учеников в составе 15 человек, среди которых были 2 ученицы нашей школы: Аксентьева Наташа и Козлова Таня.
Итог урока: Как ты себе представляешь зримую картину традиционной Японии? Расскажи об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Урок 2 Изготовление панно: «КУЛЬТУРА ЯПОНИИ»