Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 2 посёлка Эльбан Амурского района Хабаровского края Урок изобразительного искусства 5 класс Программа В. С Кузина Учебник Н.М. Сокольниковой Разработан Е.В. Крамаревой Эльбан 2006
В живописи существует восемь основных цветов: желтый, оранжевый, красный, зелёный, синий, фиолетовый, белый, черный. Смешивая эти основные краски, можно получить бесконечное множество новых цветовых оттенков. Оттенком цвета называется плавный переход основного цвета в сторону усиления или ослабления.
В окружающей нас природе мы часто встречаем цвета, которые очень резко отличаются друг от друга, а иной раз мы можем наблюдать очень сближенные оттенки, что едва различаются между собой. Как различить, выбрать и запомнить сложные цвета, как точно подобрать нужный цветовой оттенок и при этом не ошибиться? В этом нам поможет правило трех основных характеристик цвета, по которым определяется отличие цветов друг от друга. Д. Моранди. Натюрморт.
Первая характеристика цвета – тоновая (светлее – темнее) Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее относительно другого, взятого нами для сравнения. Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе – черной. Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске – к белому цвету.
Вторая характеристика цвета – цветовая (теплее – холоднее). Эта цветовая характеристика показывает на сколько теплым или холодным является цвет, т.е. присутствие теплых ( желто – красных) оттенков или присутствие синих оттенков. Картина написанная в желтых тонах, всегда излучает эмоциональное тепло, а картина исполненная в синих оттенках, оставляет впечатление охлаждения.
Третья характеристика цвета – яркостная ( яркость – приглушенность цвета) Данная характеристика помогает определить, насколько одно цветовое пятно ярче или приглушеннее выглядит относительно другого цветового пятна. Яркостная характеристика показывает, как подан какой – либо цвет в картине - красочное пятно состоит из многих оттенков, или имеет примеси грязных оттенков, или разбелено белой краской, либо же цветовое пятно преподнесено чисто, свежо, ярко, звонко, что называется, открыто.
Согласованность между собой цветов картины, их гармоничное цветовое единство называется колоритом. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и т.д. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. В. Тропинин. Златошвейка. Ван – Гог. Автопортрет.
Художник создает колорит картины в зависимости от впечатления и настроения, которое он хочет передать. Многие художники отличаются своим неповторимым колоритом, по которому, например, можно узнать картины Тициана, Рембрандта, Врубеля или Репина, Шишкина, Саврасова… Но часто природа сама диктует предполагаемые гармонии цветовых оттенков, Исходя из её состояния, освещения, времени года. И. Шишкин «На севере диком…» А. Саврасов «Просёлок» Малявин
Рассмотри репродукции картин, обрати внимание на цветовое решение натюрморта. Какое настроение появляется у тебя при просмотре натюрмортов? К. Моне. Натюрморт с яблоками и виноградом. А. Шовкуненко. Пионы и ромашки Ван Бейерен. Ваза с цветами.
Ван – Гог. подсолнечники Творческое задание Напиши свой натюрморт – настроения. Он может быть: «Нежный», «Тревожный», «Торжественный», «Грустный», «Праздничный», «Сказочный» и т.д.
Список литературы 1.В.В. Визер Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, Сокольникова Н.М. изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы живописи. – Обнинск: Титул, Основы живописи, автор издательская группа Паррамон Эдисионес. 4. Энциклопедия «Шедевры русской живописи».- БЕЛЫЙ ГОРОД, Мировая Художественная Культура. ЗАО «Инфостудия Экон», 2003 РС CD – ROM.