Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любимые страницы лирики Марины Цветаевой. Анализ стихотворения «Тоска по родине!..» Так край меня не уберег…
Advertisements

России меня научила революция… Авторы: Сушкова Д. Спектор А. Федосеев А. Бурая Ю. Смоленцева О.
Урок литературы в 9 классе «Мне имя Марина» (жизнь и творчество М.Цветаевой) Учитель Парилова О.А.
Поэтический мир Марины Цветаевой Работа ученика 11 класса Яфаровской полной средней школы. Асяева Эльдара Руководитель работы- Галиева Г.Х.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Урок по творчеству М. И. Цветаевой в 11 классе Автор: Голенко Т. В., учитель русского языка и литературы СШ 5, г. Макинск, Акмолинская область.
ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Размышление о смысле жизни, родине, счастье. родине, счастье. Выполнил: слушатель курсов повышения.
МБОУ СОШ 56 Тема исследования: «Любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой» Автор: Иванов Николай Руководитель: Коллегова Е.А.
Анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили…» « Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!»
Анализ стихотворного произведения Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции Презентация Погребняк Н.М.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Урок литературы в 11 классе Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Эмоциональный настрой Оглянись: кругом весна поёт, Солнце так безудержно смеётся! Пусть оно энергией своей В душу каждого из вас прольётся! Улыбнись,
Федор Иванович Тютчев ( ). «… БЕЗУМНАЯ ДУША ПОЭТА ЕЩЕ ЛЮБИТЬ ОСУЖДЕНА…» (Любовная лирика Ф.И. Тютчева – «денисьевский цикл») О ты, последняя.
Урок литературы, 10 класс (2 часа) Тема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество. МОУ «Цветочинская СОШ» Учитель русского.
Стихотворения Сергея Есенина в 7 классе по программе Меркина Г.С. 1.Я покинул родимый дом (1918) 2.Отговорила роща золотая…(1924) 3.Спит ковыль. Равнина.
Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея 88 г.Екатеринбурга Толмачева М.И.
1 У зеркала. 2 Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в уютном особняке.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа 3» И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе, особенности жанра.
«Светить всегда, светить везде…» ( Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».)
Транксрипт:

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине»

Стилистический план анализа стихотворения Какие слова в той или иной вариации повторяются в стихотворении? Найдите однокоренные слова слову родной. Почему в стихотворении встречается целое родовое гнездо? Какие пунктуационные знаки используются чаще всего? Каково их назначение? Проследите за рифмой и стихотворным ритмом. В чём их своеобразие? Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль в произведении? Что говорит лирический герой о своём социальном статусе? Как варьируется это суждение? Для чего используются варианты одной и той же мысли? Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл? Что позволяет утверждать: для М.И. Цветаевой родина и рябина семантически близкие понятия? О чём это стихотворение? У М.И. Цветаевой есть такая строка: Я любовь узнаю по боли... Как можно было бы сформулировать идею стихотворения, если опираться на эти слова?

Лексика Постоянно повторяются слова: всё равно, всё едино. Всё равно, где брести, быть вытесненной в себя, где не ужиться, где унижаться. Все равны, ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к чему нет привязанности, нет веры: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст. Нет родины: Тоска по родине! Давно разоблачённая морока!

однокоренные слова слову родина: родным (роднее форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна). антонимы: родина госпиталь или казарма, родной язык безразлично на каком непонимаемой быть встречным!, роднее бывшее всего всего равнее. В словах душа, родившаяся где-то звучит отстранённость от времени и пространства. От связи с родной землёй вовсе не осталось следа: Так край меня не уберёг Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей поперёк! Родимого пятна не сыщет!

Семь восклицательных знаков экспрессивность речи. На десять четверостиший семнадцать тире. Смысловым выделением слов и словосочетаний. В смысловом отношении значимо и многоточие. Особенно ощутима его роль в конце предложения. Но если по дороге куст Встаёт, особенно рябина... Это многоточие красноречиво и однозначно: героиня навеки связана с родной землёй, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности. Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Пунктуация

Интонация Интересно стихотворение и в интонационном отношении: от напевной и говорной интонации поэтесса переходит к ораторской, срывающейся на крик. Мне безразлично на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья он, А я до всякого столетья!

Ритм Биение горячего, страстного сердца передаётся и ритмом стихотворения. В нём нет чёткой последовательности ударных и безударных слогов, здесь особый цветаевский ритм, которому не свойственна мерность.

Рифма Нет выверенности, точности в рифме. Если клаузулы 1-й и 3-й строк точная рифма, то 2-й и 4-й неточная: домой базарной мой казарма, среди пленным среды непременно. Эта неотточенность, нарочитая шероховатость свидетельство сиюминутности речи, искренности.

Выводы: стихотворение «Тоска по родине!..», «хватает за душу, как немногие» (исследователь В. Рассадин). Особое значение имеют две последние строки. На протяжении 38 строк утверждалась привычная отторженность, а последние 2 строки полностью перевернули стихотворение, и тоска по родине, объявленная фикцией, разоблачённой морокой, становится живой неизбывной болью.

Ресурсы: Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997 – 752 с.Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэма. Драматургия. Эссе. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997 – 752 с. 1989г.Анна Саакянц Марина Цветаева жизнь и творчество Москва, Эллис Лак, 1999г.1989г.Анна Саакянц Марина Цветаева жизнь и творчество Москва, Эллис Лак, 1999г. М.И. Цветаева. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Поэт Марина Цветаева //Осоргин М.: Олимп, Из статьи "Марина Цветаева" //Павловский А. М.: Олимп, Павловский А.И.М.И. Цветаева. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Поэт Марина Цветаева //Осоргин М.: Олимп, Из статьи "Марина Цветаева" //Павловский А. М.: Олимп, Павловский А.И. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. - Л., Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. - Л., Кедров К. Россия - золотая и железная клетки для поэтесс //"Новые Известия" 66, 1998г.Кедров К. Россия - золотая и железная клетки для поэтесс //"Новые Известия" 66, 1998г.