Транспорт входит в коммуникационную систему, главной задачей которой является перемещение в пространстве людей, энергии грузов. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перемещать лишь отдельные грузы – специализированные виды, а те которые могут перевозить и людей, и грузы называются универсальными.
Железнодорожный транспорт – ведущий среди универсальных видов транспорта в России. Это обусловлено, прежде всего, географическими особенностями нашей страны.
Автомобильный транспорт в российских условиях по себестоимости перевозок – один из самых дорогих. Но автомобильный транспорт обладает большей маневренностью и скоростью движения, а также возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю. Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества автодорог. До сих пор нет магистрали, пересекающей всю Россию с запада на восток.
Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России (2/3 границ – морские). Морские суда имеют большую грузоподъёмность. Морские перевозки одни из самых дешёвых. Но этот вид транспорта имеет сложное хозяйство и требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от погодных условий.
Играет большую роль в районах зоны Севера. Здесь протекают многие реки, а создание сухопутного транспорта требует многих средств и времени. По рекам экономичны перевозки объёмных грузов, не требующие быстрой доставки.
Единственный вид транспорта охватывающий перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны объём перевозок невелик. Самолётами доставляются грузы в труднодоступные районы страны, перевозят особо ценную или скоропортящуюся продукцию. Главная специализация воздушного транспорта – перевозка пассажиров.
Трубопроводный транспорт по объёму выполняемой работы уже превзошёл железнодорожный. Строительство трубопровода в 3-5 раз быстрее и дешевле, чем ж/д дорог. По трубопроводам транспортируется почти вся нефть (97%), природный газ, продукты нефтепереработки (20%).