Доклад Заместителя Руководителя ФСТ России Е.В. Помчаловой г. Москва г.
2 ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ Рост цен (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей в среднем за год к предыдущему году Рост регулируемых тарифов для населения индексация с начала периода (января) 110 ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ Регулируемые цены в среднем за год к предыдущему году ГАЗ ПРИРОДНЫЙ (оптовые цены) Предельный рост цен для всех категорий потребителей, кроме населения (индексация на начало периода) 115 для населения индексация на начало периода 115 янв. 5% апр. 9,5% ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ (индексация на начало периода) 108 ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (индексация на начало периода) в регулируемом секторе 110 Параметры роста тарифов (цен) в 2011 году, предусмотренных сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 года %
3 Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период гг. определены следующие основные особенности, предусмотренные по сферам регулирования: Электроэнергетика: - сохранение перекрестного субсидирования в электроэнергетике Жилищно-коммунальный комплекс: - Рост платы граждан за коммунальные услуги с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней субсидий (льгот) должен сложится на уровне не превышающем 115 % при сопоставимых условиях (без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объемов потребляемых услуг по индивидуальным приборам учета и (или) изменения набора коммунальных услуг и введения новых услуг) Газовая отрасль: - поэтапное доведение оптовых цен на газ до уровня равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки; Грузовые железнодорожные перевозки: - поэтапная унификация тарифов; - дифференцированное изменение уровней тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по видам сообщения
Электроэнергетика 4
Продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке в неценовых зонах регулируется Продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке в ценовых зонах по свободным (нерегулируемым) ценам будет доведена до 100%, за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и иным потребителям по решению Правительства РФ Сохранение государственного регулирования в сфере передачи электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала (RAB). При переходе на метод RAB в инвестиционные программы сетевых организаций будут включены средства, необходимые для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Основные особенности регулирования в сфере электроэнергетики на 2011 год и на период до 2013 года, предусмотренные сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 г. 5
Рост регулируемых тарифов не учитывает субсидии из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования и особенностей ценообразования на отдельных территориях Российской Федерации. Рост тарифов может быть выше предусмотренного Прогнозом уровня при учете в тарифе региональных органов регулирования расходов на выполнение инвестиционных программ (в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от ). Для сетевых компаний внедряется механизм корректировки валовой выручки с учетом реального исполнения инвестиционных программ. Рост регулируемых тарифов для населения, в случае принятия решения об обязательном применении социальной нормы, может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой населением сверх социальной нормы, и должен отражать их экономически обоснованный уровень Основные особенности регулирования в сфере электроэнергетики на 2011 год и на период до 2013 года, предусмотренные сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 г. (продолжение) 6
Предполагаемая конструкция законов в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода реформирования энергетики Федеральный закон 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» утрачивает силу с г. (ст. 2 закона 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»). Тепловая энергияЭлектрическая энергия Проект федерального закона «О теплоснабжении» (готов к рассмотрению во втором чтении в ГД) Поправки в федеральный закон 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (принят ГД в первом чтении) Необходимо принятие двух указанных законов в максимально короткие сроки для обеспечения преемственности в системе регулирования и проведения тарифной компании на всех уровнях регулирования 7
Регулирование тарифов на 2011 год Утверждение инвестиционных программ для сетевых организаций на 3-5 лет для регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала с учетом программ по энергоэффективности и энергосбережению превышение предельных уровней тарифов, установленных ФСТ России, за счет включения расходов на выполнение инвестиционных программ Тарифы на услуги по передаче энергии переход на метод регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков Утверждение конечных тарифов по группам потребителей Утверждаются требования к программам энергоэффективности регулируемых организаций в области электроэнергетики (постановление Правительства РФ от г. 340) Полномочия субъектов РФ, органов регулирования субъектов в неценовых зонах Регулирование 100% появляется трансляция отклонений на оптовом рынке 8
Тарифы для населения Возможное введение социальной нормы потребления электрической энергии вопросы: величина социальной нормы как применяется социальная норма Планируется введение «пилотных» проектов в некоторых регионах с 2011 года Сокращение перекрестного субсидирования населения Субъекты РФ- рассчитывают и утверждают норму Социальная норма Правительство РФ - принимает методику расчета 9
Метод регулирования, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала Внесены изменения в Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации – постановление Правительства РФ от 31 мая 2010 г. N 376 Период регулирования по данному методу увеличен с ТРЕХ лет до ПЯТИ ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» регулируется только по этому методу Корректировка необходимой валовой выручки допускается в течении долгосрочного периода в зависимости от исполнения инвестиционных программ ФСТ России разработаны методические указания по регулированию методом долгосрочной индексации (проводится согласование с Минэкономразвития России) 10
Регионы Наименование компании Дата перехода по РП 30-Р Состояние на г. Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) Южно-Якутские электрические сети с заявление подано (без приложений) Приморский край Приморские электрические сети с Распоряжение ВЫПОЛНИЛИ Хабаровский край Хабаровские электрические сети с Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Амурская область Амурские электрические сети с Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Еврейская автономная область Электрические сети Еврейской автономной области с заявление подано (без приложений) Камчатский край Не указаны в РП 30-Р Сахалинская область Чукотский автономный округ Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии 11
Динамика средних тарифов на электрическую энергию по Дальневосточному федеральному округу, коп./кВтч (без НДС) Средний уровень тарифа по округу 2009 год Средний уровень тарифа по округу 2010 год 12
Динамика тарифов на электрическую энергию для населения по Дальневосточному федеральному округу (коп/кВтч с НДС) Тариф для населения в среднем по ФО на 2010 г Тариф для населения в среднем по ФО на 2009 г Тариф утвержденный на 2009 г Тариф утвержденный на 2010 г 13
Тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденные на 2010г. по Дальневосточному федеральному округу (руб./Гкал)
15 млрд кВтч п/пНаименование региона2009 факт Утверждено ФСТ на 2010 г. Предложение регионального регулирующего органа на 2011 г. Дальневосточный федеральный округ 1 Республика Саха (Якутия) 5,95,96,56,7 2 Приморский край 11,411,511,9 3 Хабаровский край 7,97,98,08,08,1 4 Амурская область 6,66,66,46,46,6 5 Камчатский край 1,51,51,51,51,6 6 Магаданская область 2,02,02,12,12,1 7 Сахалинская область 2,52,52,72,72,7 8 Еврейская автономная область 1,01,01,11,11,1 9 Чукотский автономный округ 0,4 0,5 Динамика электропотребления в регионах Дальневосточного федерального округа