Проект Федерального закона о размещении заказов государственными корпорациями, субъектами естественных монополий и организациями коммунального хозяйства концепция законопроекта цели и принципы закупочной деятельности
2 Тезисы Министерства экономического развития (июнь 2009): Предусмотрено право Совета Директоров / Наблюдательного Совета принимать решения по вопросам: определения способа размещения заказов (количество закупочных процедур расширено) изменения цены и условий контракта установления требований (в том числе квалификационных) к участникам размещения заказа; установления критериев оценки заявок установления порядка проведения открытых аукционов в электронной форме установления порядка размещения заказов представительствами и филиалами регулируемых организаций за границей Предусмотрена возможность установления условий допуска и преференций российским товарам, участникам. Основа законопроекта о регламентации закупочной деятельности
3 Варианты концепции законопроекта Предложения ФАС России и Минэкономразвития (по состоянию на ): гибкие экономические параметры процедуры, аналогичные 94-ФЗ, императивные нормы Согласованная позиция по состоянию на , поддержана Министром экономического развития Э.С.Набиуллиной Законопроект устанавливает: принципы закупочной деятельности требования к информационной открытости и прозрачности закупочной деятельности Совет Директоров / Наблюдательный Совет вправе принимать организационно- распорядительные документы о закупках, в соответствии с принципами законопроекта и установленными требованиями к информационной открытости Гибридный законопроект: гибкие экономические параметры процедурные различия от 94-Фз если приняты организационно- распорядительные документы заказчика о закупках - гибкие процедуры, диспозитивные нормы если не приняты – императивные нормы Отсылочная норма в законопроекте на методические рекомендации по организации закупочной деятельности, принимаемым Минэкономразвития России и ФСТ России
Регламентация закупочной деятельности регулируемых субъектов и госкорпораций С учетом: законодательства о государственном регулировании цен / тарифов – связь с тарифными решениями корпоративного законодательства – полномочия Совета Директоров / Наблюдательного Совета по принятию корпоративного акта по закупочной деятельности: - масштабов деятельности - отраслевой специфики - разделения закупочных процедур для закупок простой и сложной продукции, в т.ч. инновационной Принципы закупочной деятельности: открытость, прозрачность закупочной деятельности коллегиальное принятие решений учет совокупности ценовых и неценовых факторов, включая издержки пользования отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам размещения заказов использование современных информационно- телекоммуникационных технологий Основные цели закупочной деятельности: своевременное и полное обеспечение продукцией с требуемыми показателями цены, качества, надежности обеспечение промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, и функционировании объектов инфраструктуры обеспечение целевого и экономически эффективного расходования средств, сокращение издержек пользования реализация научно-технической политики предотвращение ошибочных или недобросовестных действий в сфере размещения заказов Полномочия Совета Директоров: определение способа размещения заказов с учетом сложности продукции изменения цены и условий контракта установление квалификационных требований к участникам и критериев оценки заявок на участие в конкурсе 10
5 Государственное регулирование и корпоративное законодательство Законопроект содержит диспозитивные нормы относительно принципов, в т.ч.: Совет директоров вправе принимать организационно-распорядительные документы, регламентирующие закупочную деятельность основной регламентирующий документ – Правила / Положение о размещении заказов, в котором детализируются Заказчиком закупочные процедуры с учетом масштабов деятельности, отраслевой специфики, сложности закупаемой продукции При этом Заказчик обязан раскрывать информацию о закупах, в т.ч. публиковать Правила / Положение о закупках, требования к участникам и продукции, конкурсную документацию и т.д. Полномочия Совета Директоров /Наблюдательного Совета по организации закупочной деятельности должны соответствовать корпоративному законодательству
6 Сфера применения законопроекта I. Законопроект распространяется на случаи размещения заказов (ч.2 ст.1): государственными корпорациями в части, не противоречащей соответствующим федеральным законам о создании государственных корпораций субъектами естественных монополий, в части закупок для осуществления регулируемых видов деятельности организациями коммунального комплекса в части закупок для осуществления регулируемых видов деятельности II. Заказчик вправе осуществлять закупки в соответствии с законопроектом с учетом Положения в отношении: - нергеулируемых видов деятельности - закупок для дочерних и зависимых обществ При этом государственный мониторинг распространяется на случаи, указанные в п. I Законопроект не распространяется на (ч.3 ст.1): случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены специальные условия обращения товаров, выполнение работ, оказание услуг на соответствующем товарном рынке осуществление заказчиком инвестиций в форме вложений в уставной капитал юридических лиц размещение заказов, когда их финансирование осуществляется в целях исполнения договоров, прямо предусматривающих особый порядок расходования денежных средств, установленный сторонним инвестором реализацию проектов на территории иностранных государств, если законодательством таких государств установлены иные правила размещения заказов
7 Полномочия Правительства РФ и (или) уполномоченных ФОИВ (ч.2. ст. 2) в целях установления различных видов преференции в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг, и (или) их производителей (субъекты малого предпринимательства, российские производители), определять специальные условия размещения заказов раздел по мониторингу дорабатывается
8 Законопроект устанавливает императивные и диспозитивные нормы в отношении системы управления закупками Высший орган управления размещением заказов - Совет директоров или Наблюдательный совет, если иное не установлено учредительными документами Обязанности по созданию коллегиальных органов по размещению заказов - Конкурсных и / или Аукционных комиссий Требования к информационной открытости, размещение извещений и выдержек из закупочной документации на едином сайте. Дополнительно на собственных сайтах ________________________________________ Заказчики вправе создать систему по управлению закупками, в т.ч.: орган / органы управления размещением заказов (специально созданная структура), которому могут быть делегированы часть полномочий от Высшего органа управления размещением заказов и другие подразделения по размещению заказов Возможность привлечения специализированной организации Система управления закупками, утверждаемая в Правилах / Положении Заказчика о закупках, может включать полный закупочный цикл от планирования – до анализа реализованных контрактов императивные нормы _____________ диспозитивные нормы
9 Информационное обеспечение единый официальный сайт, на котором размещаются извещения о закупках для целей осуществления мониторинга деятельности компаний официальный сайт заказчика – извещения об открытых процедурах – выписки о результатах открытых процедур – Правила / Положение о размещении заказов – Сведения о квалификации / об аттестации – реестр недобросовестных поставщиков
10 Применяемые процедуры 1) торги а) открытый / закрытый конкурс б) открытый / закрытый аукцион в) многоэтапные торги г) торги с предварительным отбором 2) не-торги а) открытый / закрытый запрос предложений б) открытый запрос цен в) конкурентные переговоры г) размещение заказа у единственного поставщика в соответствии с Положением 3) особые процедуры размещения заказа в сложных случаях Регламентация процедур – в Правилах Заказчика или Положении Заказчика о закупочной деятельности
11 Применение электронных процедур могут применяться в электронной форме – открытый конкурс – открытый аукцион – открытый запрос предложений – открытый запрос цен обмен только электронными документами предусмотрена аккредитация на ЭТП Регламентация процедуры – в в Правилах Заказчика или положении Заказчика о закупочной деятельности
12 Планируемые ключевые события До конца августа – работа над текстом с учетом поступающих предложений Начало сентября 2009 г. – согласованная позиция рабочей группы относительно редакции законопроекта Первая декада сентября 2009 г. – межведомственное согласование и внесение законопроекта в установленном порядке в Правительство Российской Федерации Сентябрь – начало октября – внесение законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации