Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РАЗВИТИЮ ЖКХ ЖКХ: открытое регулирование
2 Открытость информации сегодня Реальная ситуация не ясна ни потребителю, ни регулятору Информация размещена на множестве ресурсов КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТАРИФНЫЕ РЕШЕНИЯ Контрольно-наздзорные органы не обязаны раскрывать текущее положение дел Карта неисправных узлов ОАО «Во ТГК», Самарская область Раскрытие информации ОАО «Мосводоканал» в соответствии со «стандартами раскрытия», официальный сайт Формы не унифицированы и бесполезны для анализа Техническая комиссия Минэнерго РФ: ОАО «Во ТГК» готова к зиме В отраслевых схемах неинформативны и бесполезны Схема теплоснабжения Краснооктябрьского МО Саратовской области, сайт Администрации МО Постановление РЭК Москвы «Об установлении тарифов ОАО «Мосводоканал»…», сайт РЭК Нет обоснования размера тарифа
3 Непрозрачность регулирования Непрозрачность –причина недовольства потребителя и препятствие к инвестированию Коммунальный оператор Устанавливает предельные индексы на основании прогноза социально- экономического развития МЭР - «Средняя температура по больнице» ФСТ России Часто завышает свои потребности - «Все равно порежут» Регулятор ?! Никто не отвечает за: Наличие и обоснованность целевых показателей параметров качества услуг Контроль за их выполнением и привлечением виновных к ответственности Разъяснение потребителю за что он платит Не понимает обоснованность тарифов и не может влиять на их размер - Априори недоволен Потребитель Утверждает тариф без индикатора качества - Часто просто индексирует и завышенные, и заниженные тарифы
4 Международная практика регулирования Зарубежный опыт полезен для перехода к открытому регулированию Регуляторы открыто проводят слушания Учат разбирать счета Учат экономить
5 Открытое регулирование: новый подход Целевые показатели развития «коммуналки» обоснованы, открыты и понятны потребителю Технический аудит Анализ жалоб и обращений Опросы потребителей ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА РЕАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (качество, надежность, аварийность, эффективность работы, удовлетворенность потребителя) ТЕХНИЧЕСКИЕ качество надежность ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТНЫХ ЦЕЛЕЙ (с учетом прогноза развития муниципального образования) СЕРВИСЫ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ реагирование на обращение скорость устранения проблемы эффективность клиентоориентированность Отраслевые схемы Инвестиционные программы коммунальных операторов Требования конкурса к концессионерам УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА
6 5. Утвердить целевые показатели параметров качества ОАО "Мосводоканал" на год cогласно приложению... Тарифы: открытая процедура Открытая процедура тарифного регулирования дисциплинирует всех участников процесса, способствуя лояльности потребителя Коммунальный оператор Тарифная заявка с обоснованием потребностей для достижения утвержденных целевых показателей Регулятор Проверка обоснованности заявки, в том числе независимыми экспертами Открытая публикация результатов анализа тарифных заявок Установление тарифов одновременно с целевыми показателями Контроль за достижением целевых показателей Привлечение виновных к ответственности
7 Учет оценок потребителя будет стимулировать компании к добросовестной и эффективной работе Регулирование доходности коммунального оператора исходя из качества оказываемых услуг Направление обоснованных жалоб на деятельность «коммунальщиков» Регулятор Проведение проверок, аккумулирование их результатов Потребитель Влияние мнения потребителя на деятельность оператора Оператор
Вся информация о тарифном регулировании должна размещаться на едином открытом и удобном ресурсе 8 Единый портал: полное раскрытие информации Государственная информационная система ЖКХ УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПОНЯТНЫЕ ФОРМЫ качество и надежность технические и сервисные обоснованность выполнение целевых показателей информация о результатах контроля и возможных примененных мерах ответственности ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ ТАРИФНЫЕ РЕШЕНИЯ