Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний Москва, 08 апреля 2011 г. Начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» М.А. Шнейдер
Создание пригородных пассажирских компаний (Постановление Правительства РФ 384 от г., План мероприятий структурной реформы на ж.д. транспорте в период гг. от 28 мая 2010 г. 2515п – П9) 2009 год2010 год2011 год % пассажирооборота за год ППК - перевозчики ППК - агенты 19 ППК 21 (26) ППК 1(0) ППК 37,9 % 57,6 % 100 % 15 ППК 3 ППК4 ППК 2. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Созданы необходимые условия для полноценного регулирования пригородных перевозок Правовые преобразо- вания Программа структурной реформы на железнодорож- ном транспорте Изменение закона «О государственной соцпомощи» Изменение закона 184- ФЗ «Об общих принципах организации… органов власти» Постановление Правительства 950 Постановление Правительства 1208 Распоряжение Правительства 1322р Внутренние преобразо- вания Внешние преобразо- вания Изменения в учете Методика распределения доходов, расходов и убытков Номенклатура расходов Приказ Минтранса 124 Методика экономически обоснованных затрат, тарифы на услуги инфраструктуры Создание в составе железных дорог Дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Создание пригородных пассажирских компаний 3. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Договор на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении Тариф для пассажира Экономически обоснованный уровень тарифа Сумма компенсаций Размеры движения Взаимная экономическая ответственность 4. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Экономические результаты пассажирских перевозок в пригородном сообщении Среднегодовые темпы прироста ( гг.) Доходы – 30,3% Расходы – 11,8% Убытки – 4,8% ИПЦ – 11,1% Рост убытков темпами ниже инфляции говорит о сокращении убытков в постоянных ценах. млрд. руб г. создание ОАО «РЖД» 2010г. расходы доходыкомпенсацииубытки 5. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Прогнозируемый убыток пригородных компаний от перевозок в 2011 г. составляет более 49 млрд. руб. (до оптимизации ставок и без учета компенсаций) Млрд. руб. Убыток 49,3 млрд. руб. 14,7 38,5 25,4 11,5 40, Собственные расходы компаний - Расходы на подвижной состав (ТО, ТР, управление, КР) - Расходы на услуги инфраструктуры - НДС на услуги инфраструктуры и использование подвижного состава - Доходы 6. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
В результате снижения ставок и оптимизации собственных расходов издержки ППК сокращены на 8,4 млрд. рублей (без учета НДС) Данные о динамике роста расходов 2010/2011 гг. Оценка принятых решений по оптимизации расходов РЖД 7. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний Млрд. руб. 2,03 38,5 4,06 30,8 1,52 Расходы на подвижной состав до оптимизации Расходы на подвижной состав после оптимизации Изменение параметров индексации Снижение распределяем ых расходов Снижение рентабельности Млрд. руб. 79,4 5,01 90, год - НДС 5, год 113,4 % 7% 6,4% Инфраструктурная составляющая: - 22 % рост тарифов на электроэнергию - рост ставок по единому соц. Налогу с 26% до 34 % Собственные расходы ППК снижены к плану на 0,8 млрд. рублей и составляют в 2011 г. 13,85 млрд. рублей.
Себестоимость услуг инфраструктуры при пропуске пригородного поезда (евро / поездо-км) 8. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Удельная потребность в субсидировании услуг инфраструктуры для пригородных железнодорожных перевозок в 2 раза меньше аналогичного показателя по наземным видам транспорта 1. Объемы транспортной работы в 2010 г., (Росстат, оперативно) 199,2 млрд. т-км 118,1 млрд. пасс-км (наземный обществ транспорт) 28,0 млрд. пасс-км 335 млрд. приведенных единиц 2. Объем субсидий из федерального и региональных бюджетов транспортной инфраструктуры, млрд. руб. (Федеральное казначейство, расчеты РЖД) 645 – факт за 2010 г. (только по разделу «дорожное хозяйство») 25– потребность в 2011г. 3. Субсидии на единицу транспортной работы в части инфраструктурной составляющей, руб. / единицу работы 1,92 0,89 17,7 млрд. пасс-км (личный транспорт - оценка) 9. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Удельная потребность в субсидировании пригородных железнодорожных перевозок (без учета инфраструктуры) от 1,5 до 3 раз меньше аналогичного показателя по другим видам транспорта 1. Объемы транспортной работы в 2010 г., млрд. пасс-км (Росстат, оперативно) 103,5*42,47,76,90,128,0 160,5 * - с учетом междугороднего сообщения 2. Объем субсидий из консолидированных бюджетов регионов без субсидий на инфраструктуру, млрд. руб. (Федеральное казначейство, расчеты РЖД) 158,5 – факт за 2010 г. (только по разделу «транспорт» без субсидий на дорожное хозяйство) 10 (49 – 9 – 30) – потребность в 2011г. с оптимизацией 19 (49 – 30) – без оптимизации 3. Субсидии на единицу транспортной работы без учета инфраструктурной составляющей, руб. / пасс-км 0,98 от 0,35 до 0, Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Пригородные тарифы растут быстрее, чем индекс потребительских цен Динамика изменения ваг- км Динамика изменения тарифа Динамика изменения платных пассажиров Динамика изменения ИПЦ 11. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
С 08 февраля 2011 г. установлен тариф по территории Ленинградской области: 33,04 руб. - стоимость проезда за первые 14 км вне зависимости от дальности поездки 2,36 руб. - за каждый последующий километр Рост тарифа – 57,3% С 08 февраля 2011 г. установлен тариф по территории Ленинградской области: 33,04 руб. - стоимость проезда за первые 14 км вне зависимости от дальности поездки 2,36 руб. - за каждый последующий километр Рост тарифа – 57,3% Детское Село ЛО СПб 33 км3 км Граница субъектов РФ Вырица Маршрут следования: Детское Село- Вырица Маршрут следования: Санкт-Петербург – Луга ЛО СПб 103 км36 км Граница субъектов РФ Луга СПб Изменение стоимости проезда на территории Ленинградской области с вводом тарифа в 2011 году. Стоимость проезда % роста тарифа 2010г.с г. 54,0083,054 Стоимость проезда % роста тарифа 2010г.с г. 208,5303, Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Увеличивается время оформления одного проездного документа Приходится применять дополнительные тех. средства для работы с мелочью Для увеличения производительности труда и удовлетворения потребностей пассажиров требуется рекомендовать субъектам Российской Федерации устанавливать тарифы в рублях без копеек В связи с тем, что на полигоне деятельности ОАО «СЗППК» стоимость 1 платного пасс. км. в марте 2011 года составляет 1.95 руб. средняя стоимость поездки составляет 60 руб. 60 коп. Возрастает нагрузка на персонал билетных касс, снижается производительность труда Принцип установления не дробных тарифов 13. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний В среднем в сутки минимальная сумма сдачи звонкой монетой составляет 45,0 тыс.руб.
Необходимые меры по обеспечению софинансирования компенсации потерь в доходах Распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с компенсацией потерь в доходах Перевозчиков Субсидии из Федерального бюджета Увеличение средств в региональных бюджетах Для обеспечения софинасирования компенсации потерь в доходах Перевозчиков необходимо в региональных бюджетах предусмотреть дополнительные средства Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний Распределения дотаций в бюджеты субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат на инфраструктуру Перевозчиков Распределение субсидий на содержание инфраструктуры ОАО «РЖД» 3 2
Для повышения эффективности пригородных перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно принятие следующих нормативных актов Возможность заключения Минздравсоцразвития России договоров на перевозку граждан-получателей социальных услуг с любыми перевозчиками Соответствие средств, направляемых на оплату социальных услуг, реальному размеру выпадающих доходов перевозчиков Системный порядок формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров Взаимная ответственность государства и субъектов рынка за финансирование и качество перевозок пассажиров по регулируемым ценам ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» Внесение изменений в Постановление Правительства России от Изменение ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» Создание условий для существенного повышения эффективности мероприятий, направленных на предупреждение безбилетного проезда и сокращение потребности в бюджетном субсидировании 15. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний
Спасибо за внимание ! 16. Взаимодействие ОАО «РЖД» с регионами в части организации работы пригородных пассажирских компаний