г. Москва 19 июня 2013 г. Правительственный час Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Доклад Руководителя ФСТ России С.Г. Новикова
1.Доформирование единой системы органов регулирования инфраструктурных секторов с учетом необходимых организационно- штатных решений, квалификационных требований (достаточность ресурсов; образовательные программы подготовки, повышения квалификации). Разработаны методические рекомендации по расчету численности сотрудников региональных органов регулирования. Образовательные программы учебного центра НП «Совет рынка» Совместные образовательные программы НИУ ВШЭ и МАРЭК Кафедра «Коммерческая эксплуатация транспорта и тарифы» (МИИТ) Научно-технический журнал «Тарифы» 2.Легализация и последующая ликвидация перекрестного субсидирования Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» принят Государственной Думой в первом чтении 14 мая 2013 года. 3.Модернизация долгосрочного тарифообразования Федеральный закон от г. 291-ФЗ Задачи на среднесрочную перспективу (из материалов выступления в Государственной Думе 6 июня 2012г.) 2
18 Федеральный закон от г. 291-ФЗ о совершенствовании тарифного регулирования Электроэнергетика 1. Установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках в тех. изолированных системах и территориях, где не формируется равновесная цена (кроме населения) на срок 3-5 лет. 2. Установление предельных индексов роста цен (тарифов), учитываемых при переходе к регулированию на основе долгосрочных параметров регулирования (при продлении долгосрочного периода регулирования). 3. Ограничение объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ. Тепловая энергия 1. Поэтапный переход до г. к регулированию на основе долгосрочных параметров регулирования (3-5 лет). 2. Отмена с г. предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям. 3. Установление предельных индексов роста цен (тарифов), учитываемых при переходе к регулированию на основе долгосрочных параметров регулирования (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования). 4. Ограничение объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ. 3 Федеральный закон вступил в силу с 1 апреля 2013 года
Федеральный закон от г. 291-ФЗ о совершенствовании тарифного регулирования (продолжение) Газоснабжение 1. Утверждение тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок от 3 до 5 лет. 2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает показатели надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от г. 764-р утвержден план подготовки проектов актов Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для реализации положений Федерального закона от г. 291-ФЗ. 4 Федеральным законом предусмотрено наделение Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по установлению порядка возмещения за счет средств бюджета РФ, средств бюджета субъекта РФ недополученных доходов, возникших у регулируемых организаций в связи с принятием решений об изменении установленных тарифов и (или) параметров долгосрочного регулирования и (или) необходимой валовой выручки. Водоснабжение и водоотведение 1. Поэтапный переход до г. к регулированию на основе долгосрочных параметров регулирования (3-5 лет). 2. Отмена с г. предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. 3. Установление предельных индексов роста цен (тарифов), учитываемых при переходе к регулированию на основе долгосрочных параметров регулирования (при переходе к новому долгосрочному периоду регулирования).
Электроэнергетика
План мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» Распоряжением Правительства Российской Федерации от г р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», который позволит: облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре; существенно уменьшить количество этапов присоединения; сократить время прохождения всех этапов по получению доступа к энергосети; снизить затраты на получение доступа к энергосети. В настоящее время в рамках реализации «дорожной карты» разработан ряд проектов нормативных правовых актов: 1.Проект федерального закона, направленный на снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям потребителей, присоединяющих максимальную мощность до 150 кВт, в соответствии с которым с 1 июля 2015 года в состав платы включаются затраты на «последнюю милю» в размере 50 %, а с 1 июля 2017 года указанные затраты исключаются из состава платы. 2.Проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации сетевым организациям выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям». 3.Проект федерального закона по вопросу ценообразования при технологическом присоединении к распределительным устройствам производителей электроэнергии. 6 Реализация «дорожной карты» - по 2017 год.
Технологическое присоединение к электрическим сетям С целью совершенствования формирования платы за технологическое присоединение, направленного на повышение прозрачности платы за технологическое присоединение, а также упрощения процедуры технологического присоединения, ФСТ России разработаны Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (Приказ ФСТ России от г. 209-э/1), в соответствии с которыми: 1.Сокращены мероприятий «последней мили», включаемые в плату. 2.Из состава расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, исключен налог на прибыль сетевых организаций. 3.Предусмотрено обязательное утверждение стандартизированных тарифных ставок и ставок за единицу присоединяемой максимальной мощности по каждому мероприятию «последней мили» на регулируемый период. 4.Прописан порядок расчета платы за технологическое присоединение для утверждения регулирующим органом формулы расчета платы – по утвержденной формуле сетевая организация рассчитывает плату для конкретного заявителя. ФСТ России в рамках исполнения своих полномочий в соответствии с Методическими указаниями утверждена на 2013 год стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей ЕНЭС, не включающая расходы на строительство «последней мили», что позволило значительно сократить процесс оформления технологического присоединения к ЕНЭС. 7 40%
Пересмотр параметров регулирования сетевых организаций В соответствии с постановлением Правительства РФ от г срок установления (пересмотра) тарифов методом RAB был перенесен на 1 июня 2012г. Во исполнение положений постановления Правительства РФ от , «перезагрузка RAB» производилась ФСТ России в 2012 году в несколько этапов. Одним из основных условий согласования долгосрочных параметров соответствие роста тарифов по всему долгосрочному периоду параметрам прогноза социально- экономического развития. Итоги «перезагрузки»: Корректировка инвестиционных программ сетевых компаний с учетом оптимизации по стоимости, структуре источников финансирования. Предусмотрен механизм, стимулирующий эффективное распоряжение средствами, полученными за счет тарифных источников финансирования инвестиционных программ. Начисление возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал осуществляется с учетом фактических вводов объектов сетевого хозяйства. Установление с 2014г. понижающих коэффициентов в отношении объектов, введенных в эксплуатацию, но не загруженных на проектную величину, в части их учета в базе капитала и прироста операционных расходов на их обслуживание. 8
Стратегия развития электросетевого комплекса Распоряжением Правительства Российской Федерации от г. 511-р утверждена Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации. Основная цель стратегии – обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал, в том числе: обеспечение транслирования эффекта от повышения или снижения показателей надежности и качества энергоснабжения на конкретного потребителя и принятие решения о возможности в случае снижения контрольных значений показателей надежности энергоснабжения потребителей использовать средства от штрафных санкций, налагаемых на электросетевые организации, в виде скидок к тарифам для конкретных потребителей, пострадавших от указанных действий электросетевых организаций; принятие методологии проведения сравнительного анализа (бенчмаркинга) электросетевых организаций по таким показателям, как операционные затраты, потери электрической энергии, показатели надежности и качества услуг, и использование его результатов для установления данных показателей в целях тарифного регулирования для усиления финансовой ответственности электросетевых организаций за качество и надежность энергоснабжения. 9
Задачи по изменению нормативно-правовой базы 1.Донастройка правил оптового и розничных рынков. 2.Введение социальной нормы потребления электроснабжения (Минрегионом России, при участии Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минфина России и ФСТ России, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка определения и применения социальной нормы электроснабжения). 3.Оптимизация тарифных решений для сетевых организаций (кроме RAB). 4.Изменение законодательства для решения проблемы последней мили. 5.Продолжение работы по снижению стоимости технологического подключения к сетям. 10
Газовая отрасль
1.Утверждение тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок от 3 до 5 лет. Федеральный закон от г. 291-ФЗ 2.Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», предусматривающего регулирование платы за подключение к газораспределительным сетям. Федеральный закон от г. 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3.Принятие новой редакции Положения об определении формулы цены газа. Приказ ФСТ России от э/4 Приказ ФСТ России от э/2 Основные итоги деятельности ФСТ России в сфере государственного регулирования цен и тарифов на газ (план/факт) 12
Основные направления дальнейшего развития государственного регулирования 13 Введение единой зависимости изменения оптовых цен на газ и тарифов на его транспортировку по магистральным газопроводам от расстояния транспортировки Введение государственного регулирования платы за присоединение к газораспределительным сетям Введение с г. долгосрочного регулирования тарифов в газораспределении Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях ценообразования
Повышение эффективности функционирования инфраструктурных секторов Распоряжением Правительства Российской Федерации от г. 467-р утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Подпрограмма 6 «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования». Ответственный исполнитель – ФСТ России. Главные цели подпрограммы: 1.Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов. 2.Повышение эффективности функционирования естественных монополий. 3.Защита интересов потребителей товаров (услуг) субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Указанные цели включены в План деятельности ФСТ России на годы. 14
1.Внедрение системы комплексного стимулирующего регулирования: Проект федерального закона, направленный на создание комплексного регулирования в сферах естественных монополий и условий развития полноценной конкуренции в сферах, сопряженных со сферами естественных монополий на основе утвержденных инвестиционных программ; Проект федерального закона, направленный на создание стимулов развития и модернизации естественных монополий и обеспечение доступности их услуг, внедрение стимулирующего регулирования, основанного на установленных показателях эффективности, надежности и качества с учетом использования долгосрочных методов регулирования. 2.Создание единой «электронной регуляторной среды» федерального и регионального уровней. Интернет – портал. Формирование единого электронного ресурса – проект федерального закона, направленный на создание «Единой среды электронного регулирования». 3.Введение социальной нормы потребления коммунальных услуг. Задачи на среднесрочную перспективу 15
4.Разработка комплекса мер по сдерживанию цен (тарифов) естественных монополий. 5.Повышение уровня защиты потребителей, качества и надежности предоставления коммунальных услуг – законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и мер ответственности за их соблюдение. 6.Переход на долгосрочные параметры регулирования в соответствии с Федеральным законом от г. 291-ФЗ. 7.Переход на долгосрочные параметры регулирования в сфере железнодорожных перевозок. 8.Обеспечение действенного контроля и усиление административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов). 9.Обеспечение интеграционных процессов в рамках принятых решений (соглашений) по формированию Единого экономического пространства. Задачи на среднесрочную перспективу (продолжение) 16
Спасибо за внимание!