Задачи органов государственного регулирования на годы Яркин Евгений Валентинович, д. э. н., профессор Заместитель Руководителя ФСТ России
2 Карта освещенности земли
3 РАБОТА ЭНЕРГЕТИКОВ? ЭТО РАБОТА ДЕНЕГ!
4 Основные направления деятельности в области ценообразования на газ в гг.
5 Основные направления деятельности в области ценообразования на газ в гг. ( продолжение )
6
7
8 Разграничение полномочий
9 Подход ФСТ России к регулированию организаций коммунального комплекса
10 Подходы к регулированию Наименование показателяВеличина показателя Рост тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии 123,0% Рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации ( захоронения ) твердых бытовых отходов 116,1%
11 Подходы к регулированию Порядок утверждения предельных тарифов на тепловую энергию определен постановлением Правительства российской Федерации от « О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации » Регулирование предельных индексов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с точки зрения сроков подачи документов и их рассмотрения будет синхронизировано с регулированием тарифов в электроэнергетике Расчет в соответствии с методологией индексации затрат организаций в соответствии с индексами - дефляторами Минэкономразвития России Анализ инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса с уточнением статей затрат Основное требование – соответствие инвестиционных и производственных программ критериям, предусмотренным методическими указаниями Минрегиона России По отдельным организациям в сфере теплоснабжения планируется утверждение предельных уровней тарифов на срок более 1 года
12 Новые методы тарифного регулирования. Тарифное регулирование, основанное на стимулах повышения эффективности производственного процесса переход к методу формирования тарифов, основанному на принципах RAB ( норме доходности на инвестированный капитал ); переход к методу формирования эксплуатационных расходов (OPEX), основанному на принципах сравнительной эффективности (Benchmarking); необходимо одновременное использование двух методов
13 План действий Правительства РФ по реализации в 2008 году основных положений Программы социально - экономического развития РФ на среднесрочную перспективу ( распоряжение Правительства РФ от 13 марта р ) Разработка комплекса мер по переходу к установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с использованием метода доходности инвестированного капитала. Срок подготовки : июнь - июль 2008 г.
14 Достоинства применения метода RAB 1. Ответственность всех сторон ( участников ) процесса регулирования. 2. Действия всех сторон ( участников ) процесса регулирования нацелены на результат : Органы гос. регулирования действуют по строгим правилам формирования валовой выручки, тарифов ( цен ); Менеджеры компаний – строгая ответственность за результаты хозяйственной деятельности перед акционерами ( собственниками ); Акционеры ( собственники ) – требования к менеджерам по эффективности их работы ; Профсоюзы – требования к менеджерам и акционерам ( собственникам ) по выполнению ОТС.
15 Сложности применения метода RAB 1. Разная степень готовности регулируемых организаций и органов гос. регулирования к переходу формирования тарифов ( цен ) по методу RAB; 2. Достаточно длительный процесс подготовки к переходу формирования тарифов ( цен ) по методу RAB; 3. Возможность превышения предельных уровней тарифов ( цен ) вследствие применения метода RAB. Зависит от того, какие методические положения будут реализованы : Норма доходности ( дифференцируется или нет по первоначальной базе капитала и по новым инвестициям ); Соотношение заемного и собственного капитала ; Насколько велик лимит заимствования.
16 Пилотные проекты ( Вологодская область, Кировская область, Новгородская область ) Технико - экономическое обследование организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории субъекта РФ на основе разработанной системы показателей ; Анализ влияния инвестиционной и производственной программ существующих и предлагаемых к реализации на финансово - хозяйственную деятельность организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения ; Формирование новых и предложения по корректировке и рационализации имеющихся комплексных инвестиционных и производственных программ для субъекта РФ с учетом перехода на местные виды топлива ; Определение влияния реализации комплексных инвестиционных и производственных программ на предельный уровень тарифа на услуги теплоснабжения по субъекту РФ в среднесрочной перспективе до 5 лет ; Оценка социальных результатов реализации комплексных инвестиционных и производственных программ субъекта РФ.
17 Спасибо за внимание!