Семинар - совещание «Государственное регулирование электросетевых компаний методом доходности инвестированного капитала (RAB)» Доклад Заместителя Руководителя ФСТ России Е.В. Помчаловой г. Новосибирск 24 июня 2010 г.
2 ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ Рост цен (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей в среднем за год к предыдущему году Рост регулируемых тарифов для населения индексация с начала периода (января) 110 ТЕПЛОВАЯ ЭНЕРГИЯ Регулируемые цены в среднем за год к предыдущему году ГАЗ ПРИРОДНЫЙ (оптовые цены) Предельный рост цен для всех категорий потребителей, кроме населения (индексация на начало периода) 115 для населения индексация на начало периода 115 янв. 5% апр. 9,5% ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ (индексация на начало периода) 108 ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (индексация на начало периода) в регулируемом секторе 110 Параметры роста тарифов (цен) в 2011 году, предусмотренных сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 года %
3 Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период гг. определены следующие основные особенности, предусмотренные по сферам регулирования: Электроэнергетика: - сохранение перекрестного субсидирования в электроэнергетике Жилищно-коммунальный комплекс: - Рост платы граждан за коммунальные услуги с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней субсидий (льгот) должен сложится на уровне не превышающем 115 % при сопоставимых условиях (без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объемов потребляемых услуг по индивидуальным приборам учета и (или) изменения набора коммунальных услуг и введения новых услуг) Газовая отрасль: - поэтапное доведение оптовых цен на газ до уровня равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки; Грузовые железнодорожные перевозки: - поэтапная унификация тарифов; - дифференцированное изменение уровней тарифов на грузовые железнодорожные перевозки по видам сообщения
Электроэнергетика 4
Продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке по свободным (нерегулируемым) ценам будет доведена до 100%, за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и иным потребителям по решению Правительства РФ Оплата новых мощностей тепловых станций будет осуществляться по договорам предоставления мощностей в соответствии с постановлением Правительства РФ от Оплата мощностей действующих электростанций будет происходить по результатам конкурентного отбора мощностей с введением предельного размера оплаты мощности в связи с недостаточной конкуренцией (постановление Правительства РФ от ) Сохранение государственного регулирования в сфере передачи электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала (RAB). При переходе на метод RAB в инвестиционные программы сетевых организаций будут включены средства, необходимые для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Основные особенности регулирования в сфере электроэнергетики на 2011 год и на период до 2013 года, предусмотренные сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 г. 5
Рост регулируемых тарифов не учитывает субсидии из федерального бюджета на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования и особенностей ценообразования на отдельных территориях Российской Федерации. Рост тарифов может быть выше предусмотренного Прогнозом уровня при учете в тарифе региональных органов регулирования расходов на выполнение инвестиционных программ (в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от ). Для сетевых компаний внедряется механизм корректировки валовой выручки с учетом реального исполнения инвестиционных программ. Рост регулируемых тарифов для населения, в случае принятия решения об обязательном применении социальной нормы, может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой населением сверх социальной нормы, и должен отражать их экономически обоснованный уровень Основные особенности регулирования в сфере электроэнергетики на 2011 год и на период до 2013 года, предусмотренные сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 г. (продолжение) 6
Предполагаемая конструкция законов в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода реформирования энергетики Федеральный закон 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию» утрачивает силу с г. (ст. 2 закона 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период»). Тепловая энергияЭлектрическая энергия Проект федерального закона «О теплоснабжении» (готов к рассмотрению во втором чтении в ГД) Поправки в федеральный закон 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (принят ГД в первом чтении) Необходимо принятие двух указанных законов в максимально короткие сроки для обеспечения преемственности в системе регулирования и проведения тарифной компании на всех уровнях регулирования 7
Регулирование тарифов на 2011 год Утверждение инвестиционных программ для сетевых организаций на 3-5 лет для регулирования, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала с учетом программ по энергоэффективности и энергосбережению Превышение предельных уровней тарифов, установленных ФСТ России, за счет включения расходов на выполнение инвестиционных программ Тарифы на услуги по передаче энергии Переход на метод регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала Сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков КОНЕЧНЫЕ ТАРИФЫ для ПРОЧИХ потребителей НЕ УТВЕРЖДАЮТСЯ Тарифы для населения Утверждаются требования к программам энергоэффективности регулируемых организаций в области электроэнергетики (постановление Правительства РФ от г. 340) Полномочия субъектов РФ, органов регулирования субъектов в неценовых зонах Регулирование 100% появляется трансляция отклонений на оптовом рынке в ценовых зонах 8
Тарифы для населения Регулируется весь объем покупки энергии для поставки населению НЕ ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕХАНИЗМА ПОСТАВКИ ЭНЕРГИИ ОТ ПОСТАВЩИКОВ Социальная норма потребления электрической энергии вопросы: величина социальной нормы как применяется социальная норма Планируется введение «пилотных» проектов в некоторых регионах с 2011 года Сокращение перекрестного субсидирования населения Субъекты РФ- рассчитывают и утверждают норму Социальная норма Правительство РФ - принимает методику расчета 9
Метод регулирования, в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе на основе метода доходности инвестированного капитала Внесены изменения в Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации – постановление Правительства РФ от 31 мая 2010 г. N 376 Период регулирования по данному методу увеличен с ТРЕХ лет до ПЯТИ ОАО «Холдинг МРСК» регулируется только по этому методу Корректировка необходимой валовой выручки допускается в течение долгосрочного периода в зависимости от исполнения инвестиционных программ ФСТ России разработаны методические указания по регулированию методом долгосрочной индексации (проводится согласование с Минэкономразвития России) 10
Регионы Наименование компании Дата перехода по РП 30-Р Состояние на г. Сибирский Федеральный округ Алтайский край ОАО Алтайэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Республика Бурятия ОАО Бурятэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Республика Тыва ОАО Тываэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Республика Хакасия ОАО Хакасэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Республика Алтай ОАО Горно-Алтайские электрические сети С ПЕРЕШЛИ Красноярский край ОАО Красноярскэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Кемеровская область Кузбассэнерго - РЭСс Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Новосибирская область ЗАО РЭСс Омская область ОАО Омскэнергос ПЕРЕШЛИ Томская область ОАО Томскэнергос ПЕРЕШЛИ Иркутская область Иркутская электросетевая компания с Забайкальский край ОАО Читаэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии 11
Регионы Наименование компании Дата перехода по РП 30-Р Состояние на г. Уральский Федеральный округ Свердловская область ОАО Свердловэнергос Заявление подано Тюменская область, ХМАО, ЯНАО ОАО Тюменьэнергос Заявление подано Челябинская область ОАО Челябэнергос Распоряжение НЕ ВЫПОЛНИЛИ Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии 12
Динамика средних тарифов на электрическую энергию по Сибирскому федеральному округу, коп./кВтч (без НДС) Средний уровень тарифа по округу 2009 год Средний уровень тарифа по округу 2010 год 13
Динамика средних тарифов на электрическую энергию по Уральскому федеральному округу, коп./кВтч (без НДС) Средний уровень тарифа по округу 2009 год Средний уровень тарифа по округу 2010 год 14
15 Информация об уровне цен на электрическую энергию (мощность) по Сибирскому федеральному округу рост январь 2009г. к декабрю 2008г.,% рост декабрь 2009г. к январю 2009г.,% рост январь 2010г. к декабрю 2009г.,% рост февраль 2010г. к январю 2010г.,% Рост регулируем ых тарифов 2010г. к уровню 2009г. Сибирский федеральный округ 111,60% Население (с НДС) 122,44%101,12%109,00%101,39%108,90% Промышленные потребители с присоединенной мощностью до 750 кВА 114,45%88,70%119,72%100,22% Промышленные потребители с присоединенной мощностью от 750 кВА 167,17%78,48%111,47%103,29% Сельскохозяйственные товаропроизводители 154,17%80,90%112,08%103,46%
Динамика тарифов на электрическую энергию для населения по Сибирскому федеральному округу (коп/кВтч с НДС) Тариф для населения в среднем по ФО на 2010 г Тариф для населения в среднем по ФО на 2009 г Тариф утвержденный на 2009 г Тариф утвержденный на 2010 г 16
Динамика тарифов на электрическую энергию для населения по Уральскому федеральному округу (коп/кВтч с НДС) Тариф утвержденный на 2009 г Тариф утвержденный на 2010 г 17
Тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, по Сибирскому федеральному округу (руб./Гкал)
Тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, по Уральскому федеральному округу (руб./Гкал)
20 млрд кВтч п/пНаименование региона2009 факт Утверждено ФСТ на 2010 г. Утверждено на согласительн ых совещаниях на 2011 г.. Северо-Западный федеральный округ 1Алтайский край10,09,910,32 2Республика Алтай0,40,460,5 3Республика Бурятия5,25,35,4 4Иркутская область52,552,954,4 5Красноярский край41,851,653,5 6Республика Тыва0,7 0,62* 7Новосибирская область14,214,714,8 8Омская область10,210,410,5* 9Томская область8,79,09,0* 10Забайкальский край7,47,17,5 11Республика Хакасия17,517,617,8 12Кемеровская область32,032,833,9 Динамика электропотребления в регионах Сибирского федерального округа *Предложение регионального регулирующего органа
21 млрд кВтч п/пНаименование региона2009 факт Утверждено ФСТ на 2010 г. Утверждено на согласительных совещаниях на 2011 г. Уральский федеральный округ 1Курганская область4,174,24,3 2Свердловская область42,142,343,4 3Челябинская область32,330,634,4 4Тюменская область81,583,283,0 Динамика электропотребления в регионах Уральского федерального округа
17 Жилищно-коммунальный комплекс
Контроль применения индексов Мониторинг производственных и инвестиционных программ. Контроль применения тарифов (2) Теплоснабжение МЭР РФ, Минэнерго России, Минрегион России Федеральные органы исполнительной власти ФСТ России Плата за жилое помещение Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Водоснабжение, водоотведение, ТБО Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации Выработка государственной политики. Нормативно-правовое регулирование (методики, правила, рекомендации) Утверждение и контроль применения предельных уровней тарифов по субъектам РФ Утверждение и контроль применения предельных индексов роста тарифов с учетом надбавок по субъектам РФ (по решению Правительства РФ ) Органы исполнительной власти в области регулирования тарифов Отраслевые органы исполнительной власти в сфере ЖКХ Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение (по муниципальным образованиям) Размер платы за жилое помещение Тарифы на тепловую энергию Конечные тарифы Утверждение и контроль применения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Предельные индексы роста тарифов с учетом надбавок (по муниципальным образованиям) Органы местного самоуправления Нормативы потребления коммунальных услуг Конечные тарифы Надбавки к конечным тарифам Региональные стандарты (по муниципальным образованиям) (в соответствии с ЖК и Постановлением от г. 761 ) Местные стандарты (по муниципальным образованиям) (в соответствии с ЖК и Постановлением от г. 761 ) Органы регулирования муниципальных образований Представительные органы муниципальных образований Утверждение программ комплексного развития, инвестиционных программ ОКК Согласование производственных программ Заключения на инвестиционные программы Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации Тарифы на подключение Мониторинг производственных и инвестиционных программ Мониторинг платы граждан за коммунальные услуги Разграничение полномочий 23
24 Совершенствование государственного регулирования в сфере ЖКХ 1.Передача полномочий органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг на уровень субъектов Российской Федерации. 2. Передача полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровень субъектов Российской Федерации в рамках выполнения плана мероприятий по реализации основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период годов. 3. Разработка стандартов раскрытия информации в сфере деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. 4. Организация системы мониторинга, фиксация ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов МСУ за непредставление информации (соответствующий законопроект, в том числе изменения в КОАП подготовлены).
25 Совершенствование государственного регулирования в сфере ЖКХ (продолжение) Должны быть утверждены: - статус системы мониторинга как Государственной информационной системы (постановление Правительства РФ); - порядок осуществления мониторинга, определения форм и сроков предоставления информации (приказ ФСТ России, решения администраций субъектов РФ в пределах компетенций, предусмотренных законом). 5. Использование возможности установления органами регулирования на 2011 год двухставочных тарифов на тепловую энергию В 2009 году приняты все необходимые акты, позволяющие начать практику установления двухставочных тарифов. В качестве пилотных, согласованы решения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и РСТ Нижегородской области об установлении для отдельных организаций на 2010 год двухставочных тарифов на тепловую энергию. Правительством РФ дано поручение органам исполнительной власти субъектов РФ обеспечить планомерно сбалансированное введение двухставочных тарифов на тепловую энергию на территориях с высоким уровнем приборного учета потребления коммунальных услуг.
26 Совершенствование государственного регулирования в сфере ЖКХ (продолжение) 6. Долгосрочное регулирование тарифов в сфере ЖКХ: - внедрение RAB в тепловых сетях – ФСТ России разработаны и направлены в Минэкономразвития России на согласование соответствующие методические указания; - методические указания по определению долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения (включая комбинированную выработку), в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала (приказ ФСТ России); - определение сроков перехода регулируемых организаций сектора ЖКХ к установлению тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (постановления/распоряжения Правительства РФ)
Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию на 2011 год учитывает рост цен на топливо (в т.ч. природный газ), рост цен на электрическую энергию. Прочие операционные затраты индексируются в соответствии с инфляцией Индексаця затрат на капитальные вложения из прибыли планируется с учетом прогнозного индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал. При этом обеспечивать требуемый размер инвестиций в сфере теплоснабжения будет переход к долгосрочным методам регулирования, в том числе метод доходности инвестированного капитала (RAB) Особенности регулирования тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги, предусмотренные сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 г. 27
Верхняя граница роста тарифов на 2011 год учитывает реализацию пилотных проектов по переходу компаний на метод RAB, а также оснащение потребителей тепловой энергии приборами учета Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию в отдельных регионах может превышать определенный в Прогнозе средний рост тарифа по Российской Федерации (региональные органы регулирования в соответствии с законодательством могут утверждать тарифы, превышающие установленные ФСТ России предельные уровни, по согласованию с ФСТ России, исходя из необходимости реализации инвестпрограмм и с учетом сохранения доступности коммунальных услуг для населения) Ограничения роста цен (тарифов) на тепловую энергию призвано стимулировать теплоснабжающие организации к сдерживанию роста издержек, а также позволит ограничить рост платы граждан за коммунальные услуги (2011 год – 115%) Особенности регулирования тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги предусмотренные сценарными условиями, одобренными Правительством Российской Федерации в июне 2010 г. (продолжение) 28
24 Газовая отрасль
30 Поэтапное доведение оптовых цен на газ до уровня равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки Переход с 2011 года на ценообразование по формуле цены Введение единой зависимости изменения оптовых цен на газ и тарифов на его транспортировку по магистральным газопроводам от расстояния транспортировки Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях ценообразования Основные направления развития государственного регулирования цен и тарифов на газ
31 Рассмотрение возможности перехода к тарифообразованию в газовой отрасли с использованием метода, основанного на заявленной потребителем объеме услуг по транспортировке газа, а также метода долгосрочного регулирования, включая использование метода RAB Передача полномочий по утверждению размера специальных надбавок для финансирования программ газификации в субъекты Российской Федерации Закрепление за ФСТ России полномочий по отмене решений органов исполнительной власти субъектов РФ в части государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ Основные направления развития государственного регулирования цен и тарифов на газ (продолжение)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!