О некоторых проблемах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации Руководитель службы по тарифам Астраханской области Зверева Ольга Геннадьевна Июнь 2013
Миссия и стратегические цели службы (в системе стратегических целей Правительства Астраханской области): Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах на региональном уровне государственного ценового регулирования 1.Эффективное и стабильное государственное регулирование цен (тарифов). 2. Соблюдение участниками рынка тарифной дисциплины на территории Астраханской области.
Система планирования: Стратегии и программы социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 3-летний период Бюджетирование на 3-летний период Необходимость четких ориентиров для субъектов государственного регулирования (долгосрочное тарифообразование), но при условии прогнозируемости макроэкономических тенденций (стабильности прогноза социально-экономического развития РФ)
Государственное регулирование в сфере электроэнергетики 1. Отсутствие порядка определения и применения социальной нормы 2. Неурегулированный вопрос «последней мили» - ликвидация с 2014 года договоров «последней мили» на территории региона приведет или к росту действующей средней розничной цены на электроэнергию по всем потребителям на 20%, или, в условиях действующего ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, образованию выпадающих доходов у филиала ОАО «МРСК Юга»- «Астраханьэнерго» в размере 549 млн.рублей. 3. Формирование показателей надежности и качества – отсутствие возможности заключения информационного соглашения с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 4. Предложения об установлении предельных уровней цен формируются при отсутствии четкого понимания ситуации по «последней миле» и социальной норме
Государственное регулирование в сфере теплоснабжения 1. Незавершенность формирования нормативной и методической баз в сфере теплоснабжение (отсутствие методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения 2. В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности. Не определены основания и порядок проведения проверок. 3.. Отсутствие утвержденных - формы решения по установлению тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки; - форм баланса спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланса тепловой мощности
Государственное регулирование в сфере водоснабжения (водоотведения) 1. Незавершенность формирования нормативной базы, в частности отсутствие - методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; - порядка ведения раздельного учета затрат и единой системы их классификации; - правил формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций. 2. Необходимость синхронизации инвестиционной и ценовой политики. Отсутствие возможности утверждения инвестиционных программ, ввиду отсутствия порядка разработки, утверждения и реализации инвестиционных программ.
Контроль роста платы граждан за услуги ЖКХ: Вице-губернатор – председатель Правительства АО Зампред – министр экономического развития Астраханской области Служба по тарифам АО (тарифы) Зампред по функционированию систем жизнеобеспечения и экологической безопасности Министерство жилищно- коммунального хозяйства АО (нормативы) Зампред по социальной политике Министерство социального труда и развития АО (субсидии) Необходимо определение единого ИОГВ по контролю роста платы на федеральном и региональном уровнях
Экономический эффект государственного регулирования цен (тарифов) на 2012 год Снижение тарифной нагрузки на потребителей в размере 4,9 млрд. руб., из них: - в сфере теплоснабжения 2,6 млрд. руб.; - в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (водоснабжение и водоотведение) 1,7 млрд. руб.; -в сфере электроэнергетики 0,6 млрд. руб.
Решение вопроса нехватки кадровой численности: Федеральный сегмент – введен в эксплуатацию (подключены служба, министерство ЖКХ, регулируемые организации) Региональный сегмент – введен в эксплуатацию в конце 2012 года, на текущий момент подключено более 70% организаций. Информатизация, ЕИАС ФСТ России В программы семинаров предлагаем включать обучение по работе с ЕИАС с участием представителей ФСТ
Публичность, работа с потребителями Межведомственная комиссия по вопросам развития торговой деятельности и стабилизации цен (тарифов) на территории Астраханской области Экспертный Совет при службе Публикация всех решений службы на официальном сайте Выступления в СМИ Издание информационной брошюры «Что надо знать потребителю коммунальных услуг?»
Спасибо за внимание!