Опыт тарифного регулирования железных дорог в Эстонии Ээро Пяргмяэ Вице-канцлер
Эстонская железная дорога – часть ж/д инфраструктуры с шириной колеи 1520 мм.
Структурные реформы в ж/д секторе 1870Открытие первой ж/д линии Палдиски-Таллинн- Нарва-Гатчина (Ленинградская область) 1918Основание независимого предприятия Эстонская железная дорога (ЭЖД) 1992 Основание государственное предприятие АО «Эстонская железная дорога» 2009Реструктуризация АО «Эстонская железная дорога»: АО «EVR Infra» (инфраструктура) EVR Cargo (перевозчик) 2012 Отделение AО «EVR Cargo» в самостоятельное предприятие. AО «EVR Infra» продолжает деятельность под коммерческим названием АО «Эстонская железная дорога»
Составляющие стоимости грузоперевозок посредством ж/д: 1.плата, взимаемая ж/д грузоперевозчиком за транспортировку груза; 2. плата за пользование инфраструктурой, взимаемая с ж/д перевозчика предприятием по управлению инфраструктурой. В ценообразование услуг грузоперевозчиков государство не вмешивается: государственная компания АО «EVR Cargo» конкурирует с частным перевозчиком АО «E.R.S» на рыночных условиях. Плата за пользование инфраструктурой рассчитывается согласно утвержденной государством Методике.
Виды услуг по использованию ж/д инфраструктуры: Основные услуги – все действия управляющего инфраструктурой, направленные на создание возможности использования перевозчиком выделенной ему пропускной способности. Дополнительные услуги – предоставление является обязательным только в случае, если у перевозчика не имеется альтернативной возможности получения желаемой услуги. Нишевые услуги, не входящие в состав основных: например, использование контактной сети или вспомогательных ж/д путей. Вспомогательные услуги – предварительный подогрев поезда, техосмотр локомотивов, осуществления контроля перевозок опасных грузов и т.д.
Основные принципы расчета платы за пользование инфраструктурой Контроль выполнения данных требований выполняет Департамент технического надзора. Управляющий инфраструктурой обеспечивает прозрачность учета затрат таким образом, чтобы можно проследить расчет стоимости на каждый из видов услуг в отдельности; Затраты управляющего инфраструктурой не могут содержать необоснованные расходы; Разумная прибыль (%) управляющего инфраструктурой не может превышать средневзвешенную стоимость капитала (WACC).
Государственные инвестиции в ж/д инфраструктуру Направлены на качественное улучшение пассажирского движения: полная замена подвижного состава; увеличение скорости сообщения и связанное с этим повышение мер безопасности; новые платформы ожидания и т.д.
Благодарю за внимание! Ээро Пяргмяэ