Доклад «Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства» 26 июня 2006 года г. Москва
2 Принятие Федеральных законов от ФЗ и от ФЗ впервые наделило полномочиями по прямому или косвенному (установление предельных индексов) регулированию тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, таким образом, начата синхронизация процесса государственного регулирования тарифов и бюджетного процесса на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне. Принятие указанных Федеральных законов - начало создания трехуровневой системы тарифного регулирования в сфере жилищно- коммунального хозяйства: -на федеральном уровне; -на уровне субъекта Российской Федерации; -на уровне муниципального образования.
3 Система регулирования тарифов в сфере ЖКХ
4 Во исполнение указанных Федеральных законов приказом ФСТ России от э/4 установлены: предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение; предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации. Уровень индекса Количество регионов В том числе по одной услуге 120% или менее %-125% % до 129,9% 195
5 ФСТ России проведен комплекс мониторингов решений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых после вступления в силу приказа ФСТ России от э/4. ФСТ России закончен мониторинг тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в разрезе организаций коммунального комплекса, утвержденных органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на 2005 и 2006 годы. В единую информационную базу загружены данные по 74 субъектам федерации. По состоянию на по 67 субъектам федерации предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги приведены в соответствие с приказом ФСТ России от э/4. Комплекс мониторингов, проводимых ФСТ России
6 Мониторинг NУслугаКоличество регионов Количество организаций НВВ 2006 года (млрд руб) 1Теплоснабжение Водоснабжение Водоотведение ТБО
7 Рост тарифов NУслугаРост среднего тарифа по организациям Рост тарифа для населения 1Электроснабжение 7.5%17% 2Теплоснабжение 27%18% 3Водоснабжение 41%28% 21% 4Водоотведение 13%11% 5Газоснабжение 11%15% 6ТБО 23%8% По данным Росстата за январь-май: 15.8%
8 Проблемы законодательства Сформированная на сегодняшний день нормативная база в сфере тарифного регулирования жилищно-коммунального комплекса нуждается в доработке. Основными проблемами являются: 1. Невозможность установления долгосрочных тарифов, обеспечивающих включение инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса; 2. Затруднены процедуры осуществления государственного контроля со стороны субъектов Российской Федерации за изменением размера платы граждан; 3. Отсутствуют инструменты, позволяющие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при утверждении тарифов учитывать особенности по отдельным муниципальным образованиям; 4. Отсутствует гармонизация Федеральных законов от ФЗ и от ФЗ с иными Федеральными законами.
9 Пример Ульяновской области (исполнение приказа ФСТ России от э/4)
10 Пути решения (варианты) 10
11 Проблемы развития региональных регулирующих органов По информации, полученной ФСТ России количество субъектов Российской Федерации, где полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса и установлению индексов изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги наделен более чем один орган исполнительной власти превышает 20. По 5 субъектам Российской Федерации по отдельным полномочиям орган регулирования не определен. При этом по ряду субъектов Российской Федерации при передаче полномочий штатная численность органов исполнительной власти не изменилась и составляет: - Республика Алтай – 7 чел., - Орловская область – 10 чел., - Рязанская область – 12 чел., - Камчатская область – 10 чел., - Читинская область – 14 чел. Регулирующие органы не обеспечены необходимым ресурсным и кадровым потенциалом, что, существенным образом, снижает качество взаимодействия между федеральным и региональным уровнями и качество работы.
12 Пути решения
13 Cитуация с топливом
14 Источник: Росстат
15 Источник: Росстат
16 Теплоснабжение: Разброс цен на топливо Мазут, 1 регион Газ, 1 регион
17
18 Тарифное регулирование на 2007 год Дополнительно Главам субъектов Российской Федерации направлены запросы и критерии предоставления документов по инвестиционным и производственным программам для утверждения индексов роста тарифов на 2007 год. По итогам анализа полученных данных до на федеральном уровне приказом ФСТ России будут утверждены индексы роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и индексы изменения размера платы граждан за жилищно- коммунальные услуги на 2007 год. 8% рост - на уровне инфляции более 8% но менее15% с учетом инвестиционных и производственных программ
19 Вопросы к обсуждению
20