Организация учета энергоресурсов на объектах жилого фонда в Ярославской области
Введение. В данной презентации представлены варианты финансово- организационных схем, позволяющих проводить в регионе централизованную политику по оснащению узлами учета энергоресурсов жилого фонда. Такие схемы позволят не только оснастить объекты узлами учета, но и обеспечить их качественное обслуживание, наладить автоматизированный сбор достоверной информации, создать долгосрочный устойчивый механизм для реализации 261-ФЗ. Реализация мероприятий осуществляется за счет средств населения с привлечением внешнего финансирования на возвратной основе..
Основные принципы. 1 принцип: Реализация централизованной технической политики при решении задач государственной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности до 2020 года. 2 принцип: Консолидация финансовых потоков при реализации проекта с целью обеспечения требований финансовых институтов и привлечения внебюджетного финансирования. 3 принцип: Централизованная координация действий участников для достижения технической реализуемости комплексного проекта.
Роли участников проекта. Генподрядчик. Вновь создаваемая или существующая организация. В зоне ее ответственности – организация выполнения комплексного проекта. В рамках реализации единой политики, заключает договора с УК на выполнение работ «под ключ», на общую сумму проекта, с оплатой в течении 5 лет Инвестор. Финансовая или другая организация, которая может быть привлечена к реализации проекта, в случае необходимости. Инвестор может взаимодействовать как с Генподрядчиком так и с Объединением УК. Независимый оператор. Компания, несущая ответственность за предоставление достоверных данных и надежное функционирование оборудования. Обеспечивает сбор достоверных данных с приборов. Выполняет работы по монтажу и обслуживанию УУ. Выполняет функции независимого дисчпетчерского центра.
Особенности финансовых потоков. Ниже представлены типовые расчеты для трех типов жилых домов: 16-ти квартирный дом; 60-ти квартирный дом; 252-х квартирный дом. При трех вариантах стоимости узла учета «под ключ»: 150 т.р.; 300 т.р.; 500 т.р. Основные условия принятые в расчетах: Срок реализации проекта – 5 лет. Коэффициент собираемости платежей – 0,95. Процентная ставка по заемным средствам - 16% (может быть от 6,5% -11% (Профильные структуры ВЭБ) до 18% (частные коммерческие банки). Социально-допустимый уровень платежа в расчете на 1 квадратный метр площади – от 2 рублей до 3 рублей. Расчетная средняя площадь квартир: для 16 кв. дома – 60 м.кв.; для 60-кв. дома – 50 м.кв.; для 252-кв. дома – 40 м.кв.
Технические особенности проекта. Принятые в расчетах варианты стоимости узла учета включают в себя: Полный комплект оборудования – 40% от стоимости. Полная стоимость работ – 60% от стоимости. В стоимость узла учета не входит: Стоимость системы сбора и обработки данных. (Условием для участия в проекте завода изготовителя является создание системы дистанционного сбора и обработки достоверных данных с возможностью их передачи всем заинтересованным сторонам, за счет производителя). Стоимость обслуживания узла учета (по связанному договору на обслуживание). Стоимость поверки приборов учета 1 раз в 4 года. При этом стоимость обслуживания и поверки включены в общий расчет отдельной строкой.
Расчет по объекту
Выводы по примерам расчетов. 1. Расчеты показали, что государственная поддержка в виде софинансирования требуется для объектов, при локальной реализации мероприятий по 1 объекту, количество квартир в котором: менее 60, при стоимости УУ более 300 т.р. менее 16, при стоимости УУ более 150 т.р. В случае если проект реализуется с централизацией финансовых потоков, например в рамках одной УК по предлагаемой организационной схеме, то оснащение домов с малым количеством квартир может быть осуществлено за счет финансовых потоков с других объектов. 2. Данные расчеты являются предварительными. В случае изменения процентных ставок в сторону нижней границы, и сроков проекта до трех лет, необходимость бюджетного софинансирования может быть исключена. 3. Реализацию проекта целесообразно разбить на 2 этапа: первый этап – Комплексный проект по оснащению приборами учета и созданию системы сбора данных; второй этап – Проект по оснащению системами регулирования тех объектов, которые выбираются на основании анализа собираемых данных, по принципу максимального эффекта.
Итоговая таблица
Этапы подготовки проекта. 1. Участники проекта обеспечивают наличие достоверных данных о потребности в приборах учета по видам энергоресурсов. Данные должны содержать информацию о том, где приборы установлены, но расчет по ним не ведется. Определяются источники средств по проекту и их прогнозные значения. Определяется требуемый график работ. 2. На основании данных рассчитывается общая сумма проекта. 3. Разрабатывается финансовая модель. По результатам, определяется есть ли необходимость в привлечении Инвестора, в каких объемах и по какому графику. Или существующие финансовые потоки позволяют реализовать проект только за счет средств собственников и участников. 4. Необходимым условием является проведение собраний собственников. Основным мотивом для убеждения жителей является тот факт, что в случае непринятия текущего предложения с ориентировочной суммой 3 -4 рубля с кв.м., последующее предложение от теплоснабжающих организаций будет дороже, и решение может быть принято в судебном порядке на основании законодательства.
Заключение Формирование централизованной организационно-технической политики является необходимой базой для создания устойчивой системы реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Оснащение объектов узлами учета – лишь первый шаг, который позволяет создать и отработать механизмы для реализации требований 261-ФЗ. И в особенности это касается привлечения внебюджетных средств и схем их возврата. Используя сформированные структуры и механизмы, на следующих этапах производится оснащение объектов системами регулирования, производятся работы по утеплению фасадов и др. мероприятия по энергосбережению. При формировании схем взаимодействия участников следует двигаться в направлении дополнения и улучшения существующих условий в муниципальном образовании, а не нарушать систему.
Спасибо за внимание!