Структура программы экспериментально- исследовательской деятельности К семинару руководителей муниципальных методических служб
Тема эксперимента СодержаниеВопрос для ответа Название эксперимента Как начинается эксперимент?
Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность, звание
Научный руководитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность, звание, место работы, телефон
Актуальность темы Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме Что не устраивает, в чём состоит проблемная ситуация? Что хотелось бы изменить? Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Идеи эксперимента Наиболее общее представление о проблемной ситуации, направлении деятельности экспериментатора, образе желаемого изменения в ученике Какое обстоятельство вызывает у Вас потребность в действиях, направленных на изменения в ученике? Что хотите изменить в ученике, за счёт чего и как?
Замысел эксперимента Конкретизация идеи эксперимента через конкретные формы, методы, логику разворачивания содержания, учёт конкретных условий класса и пр. Как видится процесс воплощения идеи эксперимента? Как воплотить идею эксперимента на практике?
Объект эксперимента Границы исследования и изменения практики Что исследуется? Каковы границы педагогического воздействия? Какова область изменения практики?
Предмет экспериментирования Свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте, часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании О чём в объекте экспериментирования будет получено новое знание? На что в объекте экспертирования будете воздействовать? Как рассматривается объект, а именно: какие свойства, части, отношения, функции выделяются в объекте?
Педагогическая цель Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке. Ожидаемый результат, представляемый в форме: методических рекомендаций, разработок уроков, планов, авторских программ, концептуальных положений Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в Вашем ученике за счёт экспериментальных действий, какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете? Что хотите разработать и апробировать? Что хотите создать в результате эксперимента?
Цель эксперимента Принципы, педагогические технологии, разработанная совокупность условий и пр. Какой результат ожидаете получить в эксперименте? Какое новое знание предполагаете получить в ходе эксперимента?
Задачи Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели?
Гипотеза Научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель – нововведение, за счёт которой ожидается получить определённую эффективность учебно-воспитательного процесса Что будете проверять? В чём состоит Ваше предположение о том, как возможно реализовать идею и замысел эксперимента? Какой Вам представляется модель нововведения, реализуемая вами в эксперименте? Какие её структурные элементы и связи? На что повлияет нововведение?
Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, интервью, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа заданий будет проверяться результативность эксперимента?
Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, или параметры, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки Что будет оцениваться в ходе эксперимента? По каким параметрам будет отслеживаться результативность экспериментальных материалов? Как предполагается фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?
Сроки эксперимента Время начала и предполагаемого завершения эксперимента Какова продолжительность эксперимента?
Этапы эксперимента Части, определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения Какие промежуточные результаты и в какой последовательности предполагаются для достижения цели?
Прогноз возможных негативных последствий Замедление темпов прохождения тем, отклонения от базового компонента содержания образования, изменение образовательных целей и пр., провоцирующее негативные изменения в учащихся Какие возможны отрицательные последствия?
Способы коррекции, компенсации негативных последствий Управляющие воздействия со стороны экспериментатора, устраняющие негативные последствия Какие конкретные действия могут компенсировать отрицательные последствия эксперимента? Как можно компенсировать отрицательные последствия?
Состав участников эксперимента Педагогический коллектив, участвующий в эксперименте по этой теме Кто участвует в эксперименте?
Функциональные обязанности Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в эксперименте Кто и за что участвует в эксперименте?
База эксперимента Группа учащихся, класс, параллель классов, вся школа На каком контингенте проводится эксперимент?
Масштаб эксперимента Продолжительность эксперимента по времени и охват по объёму материала Каков объём учебного материала, вводимого в поле эксперимента и какова его продолжительность?
Тип эксперимента Констатирующий, поисковый, формирующий Какой тип эксперимента Вы осуществляете?
Статус эксперимента Правовое положение эксперимента Каковы индивидуальные притязания на статус эксперимента?
Форма представления результатов эксперимента для массовой практики Статья, отчёт, методические рекомендации, программа и пр. В какой форме будут описаны результаты эксперимента?
Научно-методическая обеспеченность эксперимента Перечень экспериментальных материалов для педагогов, управленцев, обучаемых Какова обеспеченность эксперимента научно- методическими разработками?