Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты
Определение эксперимента Эксперимент – это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности
Критерии эксперимента Критерий – признак, на основании которого производится оценка, мерило оценки Наличие цели эксперимента Наличие научного языка описания Наличие специально созданных условий эксперимента Наличие гипотезы Наличие способов диагностики Ориентация на получение нового педагогического знания Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты
Уровни эксперимента 1. Уровень – опытная работа 2. Уровень – опытно-экспериментальная работа 3. Уровень – экспериментально- поисковая работа 4. Уровень – экспериментально- исследовательская работа Основанием для разделения по уровням является степень достоверности и воспроизводимости результатов эксперимента
Программа эксперимента Структура программы включает : противоречие, проблему, объект, предмет эксперимента, экспериментальную идею, замысел, цель и задачи эксперимента, его этапы
Словарь Идея эксперимента – общее представление о предполагаемом направлении деятельности учителя в создавшейся ситуации Объект – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться (что исследуется?) Предмет – свойства, функции, отношения внутри объекта, фиксация, удержание границ воздействия Цель – предполагаемый результат Гипотеза – научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента
Оформление результатов эксперимента Результаты исследования могут быть оформлены в виде научного отчёта, реферата, методического пособия, диссертации, монографии В отчёте должны найти отражение следующие вопросы: Исходные позиции Цель исследования, гипотеза и основные задачи Основные методы исследования Основные аргументированные результаты исследования Основные выводы и предложения Теоретическая и практическая значимость исследования и его новизна Внедрение результатов исследования в практику
Требования к отчёту Отчёт должен включать: Титульный лист Список исполнителей Содержание (оглавление) Основную часть работы Список литературы Приложения: таблицы, графики, иллюстрации и др.
Схема структуры экспериментальной работы в школе 1. Название темы эксперимента 2. Руководитель эксперимента, научный консультант 3. Название органа или лица, давшего разрешение на эксперимент 4. Краткое обоснование актуальности темы 5. Предмет исследования 6. Цель эксперимента 7. Гипотеза 8. Задачи 9. Методы и методики исследования 10. Сроки эксперимента 11. Этапы (сроки и содержание) 12. Состав участников эксперимента 13. Распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в эксперименте 14. База 15. Критерии оценки 16. Прогноз результатов 17. Предложения по кандидатурам рецензентов программы эксперимента 18. Форма представления результатов эксперимента