Основная образовательная программа образовательного учреждения: от начального общего к основному общему образованию ГБОУ ДПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра педагогики и андрагогики 25 октября 2011 г.
2 Концептуальные вопросы по реализации ООП ОУ разработке Плана мер Во имя каких ценностей и с какими целями следует осуществлять проектирование основной образовательной программы основного общего образования? Д олжны ли учитываться особенности образовательного учреждения при разработке ООП и если да, то в каких формах? Как работать по новым стандартам и старым учебникам? Как добиться новых образовательных результатов при наличии устоявшихся педагогических стереотипов у подавляющего большинства учителей и руководителей образования? Как измерить метапредметные результаты учеников и выстроить систему их оценивания? В каких формах может осуществляться развитие нового педагогического профессионализма в условиях внедрения ФГОС общего образования? Как, с помощью каких методов, средств, инструментов, организационных подходов следует осуществлять введение ФГОС в образовательном учреждении? Кто может и должен участвовать в процессах разработки ООП НОО и ООП ООО? Начальная школа уже работает по новым стандартам. К чему надо готовиться остальным учителям и руководителям ОУ?
Ценностно- целевые ориентиры Содержание образовательной деятельности Механизмы управления 1.Ценности образования 2.Цели образования 3.Тенденции и модели развития 1.Программы 2.Нормирование 3.Содержание способов действия 1.Определение условий организации процессов 2.Субъекты образовательных процессов 3.Способы организации деятельности 3 ТИПОЛОГИЯ И МНОГООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
4 Структура основной образовательной программы школ сети «Нижегородская инновационная школа» Титульный лист Оглавление. Паспорт основной образовательной программы начального общего образования. Введение. Пояснительная записка. Построение возрастно-нормативной модели развития обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования. Учебный план. Программа формирования универсальных учебных действий. Программа отдельных учебных предметов, курсов. Программа духовно-нравственного развития и воспитания. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Построение системы управления разработкой и реализацией ОП ОУ. Заключение. Список литературы. Глоссарий. Приложения.
Пространственно- временной «разрыв» Содержательно- деятельностный «разрыв» Организационно- управленческий «разрыв» Запаздывающая реакция образовательной системы на инновационные изменения, стереотипность мышления Фундаментальное противоречие как несоответствие содержания и формы Несоответствие образовательных инноваций механизмам их освоения и внедрения 5 Закономерности инновационного развития
Базовые компоненты развивающего (инновационного) образования Содержание образования – цели, ценности и смыслы развития человека 6 Содержание педагогической деятельности – условия и механизмы достижения целей и ценностей образования Образовательная идеологема: преемственность и непрерывность образования
7 Принцип преемственности как основа перехода от начального общего к основному общему образованию Преемственность (непрерывность образования и развития) Педагогическая позиция (содержание, нормы и средства деятельности) НОВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЭТАПНОСТЬ РАЗВИТИЯ ступени образования содержание образования образовательные процессы ЭСТАФЕТНОСТЬ РАЗВИТИЯ ступени развития возрастные нормы развития линии развития
8 Управленческий механизм введения ФГОС общего образования 1. Мотивационный этап: этап инициирования и выявления реальных носителей исходного замысла проектирования образовательной программы ОУ. 2. Концептуальный этап: этап разработки технологической карты управления процессом разработки и реализации ОУ. 3. Модельный этап: этап анализа образовательной системы школы, определение необходимых изменений и разработка комплекса программ. 5 Рефлексивно-экспертный этап: этап осуществления сопровождения запланированных изменений, экспертиза и широкое развертывание ОП ОУ. 4. Реализационный этап: этап разработки и реализации образовательной программы как управленческого инструмента введения ФГОС.
Управленческие задачи разработки ООП основного общего образования Обоснование методологических ориентиров ООП ООО ОУ Разработка механизмов организации образовательного процесса в ОУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 9 КОНСТРУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ субъектов ответственного социокультурного действия Конкретизация требований к результатам ООП ООО ОУ
10 Базовые компоненты технологической карты 1. Механизмы и условия реализации управленческой задачи 2. Ожидаемые продукты и краткое его описание 3. События и краткое его описание 5. Технология «дорожной карты» представления образовательного продукта 4. Основные риски и пути их минимизации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (этап реализации) 6. Ожидаемые результаты (наименование и их описание) 7. Ожидаемые эффекты (наименование эффектов и их описание) 8. Оценка эффективности (методы оценки эффективности и их описание) 9. Основные потребители результатов, образовательных продуктов (категории благополучателей и описание блага) 11
12 Фундаментальные требования к проектированию образовательной программы основного общего образования Если образование является для общества нормальной, обязательной и социально неопасной практикой, ТО Если Я профессионал, ТО МЫ обязаны знать и владеть ее нормами, нормами своей профессиональной деятельности Я обязан знать условия благоприятные, охраняющие и неблагоприятные, разрушительные для развития всех участников образования