Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей 38 Инновационное предложение Модель профессионально-кластерного самоопределения личности Научный руководитель: Г.А. Игнатьева - заведующая кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, д.п.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ Научный консультант: О.В.Тулупова – доцент кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО, к.п.н. Авторы-разработчики: И.Д.Кучерова – директор МБОУ лицея 38, К.Г.Спорышева – заместитель директора по УВР МБОУ лицея 38, О.В.Лапшова – заместитель директора по УВР МБОУ лицея 38
Актуальность проекта В требованиях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» акцентируется внимание на обеспечении в системе общего образования изучения не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, вовлечения школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они научились изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Социальная значимость данных качеств связана с профессиональной деятельностью. Навыки проектирования, исследования, конструирования вне сферы профессионального образования и профессиональной деятельности, как правило, не получают общественного признания (не выходят за рамки персональных увлечений и личного досуга). Ключевой задачей для государства и общества сегодня становится организация такой системы отбора программ профессионального образования, которая основывалась бы на максимально полном выявлении способностей и интереса к определенному направлению деятельности.
Проект «Лицей – вуз – предприятие» ЛИЦЕЙ ПРЕДПРИЯТИЕ Экспресс-курс «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения» (проводится в 9-х классах) Углубленное изучение физики, расширенное изучение математики, черчения в 9 классе Элективные учебные предметы «Избранные вопросы математики», «Экспериментальная физика» Знакомство с историей, системой обучения, научной работой в базовых вузах Элективные учебные предметы Занятия с олимпиадными группами Консультирование учащихся и родителей Научное руководство написанием учебно- исследовательских работ Организация и проведение предметных недель, конкурсов, викторин, олимпиад Экскурсии Профориентационные беседы, встречи с представителями промышленных предприятий ВУЗ Организация целевого приема в вузы (ННГУ им. Н.И.Лобачевского, НГТУ им. Р.Е.Алексеева)
Основная идея проекта Миссия образовательной системы «Модель профессионально- кластерного самоопределения личности» направлена на формирование творческой высокопрофессиональной личности специалиста научно- технической сферы на основе : 1) оптимального взаимодействия лицея с профильными ВУЗами и предприятиями высокотехнологичных отраслей с целью аккумуляции и эффективного использования ресурсов для реализации идеи непрерывного образования; 2) разработки и внедрения преемственных образовательных программ (интегрированных учебных программ и планов) и образовательных технологий, обеспечивающих каждому обучающемуся формирование индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; 3) творческой, исследовательской деятельности педагогов и учащихся лицея под научным и методическим руководством профессорско-преподавательского состава ВУЗов и профессионально-экспертного сообщества, включающего специалистов предприятий – партнеров; 4) преемственности воспитательной работы и формирования творческой личности молодого человека в единой непрерывной системе обучения и воспитания.
Цель проекта Разработка механизма самоопределения старшеклассников в условиях научно- образовательного кластера, объединяющего общеобразовательные учреждения, учреждения высшего профессионального образования и научно-производственные объединения, расширяющего пространство профессиолизации школьников, обеспечивающего преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Задачи проекта: 1. Разработать и внедрить модель образовательного процесса, построенную на сочетании внешней (на основе профильно-специализированных классов, ориентированных на разные направления профессиолизации обучающихся) и внутренней (на основе мобильных творческих (исследовательских) групп) дифференциации обучающихся, выступающую необходимым условием систематического воспроизводства ситуаций самоопределения, в которых осуществляется анализ альтернативных вариантов деятельности и поведения, принятия решений в контексте социальной ситуации выбора. 2. Институализировать (разработать нормативно-правовое обеспечение) единое образовательно – профессиональное пространство формирования научно-технического кадрового потенциала общества на основе преемственности индивидуально – ориентированных образовательных программ различного уровня и направленности. 3. Разработать и апробировать комплексную целевую программу «Модель профессионально-кластерного самоопределения личности», интегрирующую фундаментальную научно-технологическую подготовку школьников с реальной конструкторско – исследовательской деятельностью в непосредственном контакте с действующими учеными – исследователями на базе ведущих инновационно – производственных центров. 4. Обеспечить расширение пространства социальной реализации обучающихся за счет включения их в различные формы публичных презентаций, встраивания инициируемых лицейским сообществом проектов в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, организацией предпрофессиональных стажировок и практик. 5. Создать и тиражировать комплекс методических разработок по направлениям проектирования системы самоопределения старшеклассников. Основная идея проекта
В основе инновационного предложения лежит идея кластеров Образовательным кластером является специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними.
Ожидаемые результаты 1. Создание научно-образовательного кластера, объединяющего общеобразовательные учреждения, учреждения высшего профессионального образования и научно-производственные. 2. Комплексная целевая программа «Модель профессионально-кластерного самоопределения личности». 3. Система методического обеспечения внедрения модели самоопределения старшеклассников профессионально-кластерного типа.