МОУ Гимназия 10. Множественное число имени существительного 5 класс 5 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Языковая разминка 1. Выполните синтаксический и пунктуационный разбор, составьте схемы и выпишите словосочетания. 2. Найдите и графически обозначьте знакомые.
Advertisements

Урок русского языка Обобщение об имени прилагательном.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Вариант Презентация "Осень золотая".
Русский язык Имя существительное. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Синтаксическая.
Формы имён существительных Культура речи. Окончания родительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода Имеют нулевое окончание:
ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК Спецкурс 11 класс. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Урок русского языка 3А класс Учитель Пахомова Ю.Н.
Предмет: Русский язык как неродной Студентка II курса Григорян Грануш Научный руководитель: Минасян Светлана Михайловна.
Окончания существительных и прилагательных множественного числа в именительном, родительном, творительном падежах.
Правописание букв О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Геращенко Марина Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 90.
Правописание окончаний имён существительных. Орфоэпическая работа Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные Баловать, диспансер,
- Как правильно сказать? - Определите падеж и число существительных. - Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? У рыб нет зуб. У рыб нет зубов.
Орфограммы существительных Булатова Л.П., учитель русского языка Русский язык 10 класс.
Единственное и множественное число имен существительных Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе. Имена существительные,
Составила Марченко Лариса Алексеевна, учитель гимназии 72 г. Прокопьевска Кемеровской области Составила Марченко Лариса Алексеевна, учитель гимназии 72.
Выполнила Кобзарь В. 6а. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Морфологические признаки.
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных можно проверить ударным падежным окончанием того же типа склонения.
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
Транксрипт:

МОУ Гимназия 10

Множественное число имени существительного 5 класс 5 класс

3 Будь внимателен Образуйте множественное число от единственного: дуга - дуги, рука - руки, мук а - ? Лопарь - лопари, саам - саамы, грек - греки, человек - ?

4 Будь внимателен Образуйте единственное число от множественного: певцы – певец, венцы – венец, щипцы – ? Олени – олень, пони – ? успехи - успех, доспехи – ?

5 Число имён существительных Существительные имеют два числа ед. и мн. По числам изменяются конкретные сущ. Изменение по числам передаётся с помощью окончаний: торт торты, договор – договоры. Только форму единственного числа имеют: 1) вещественные существительные: морошка; 2) отвлечённые существительные: мерзлота; 3) собирательные существительные: оленеводство; 4) собственные имена существительные: Кола, «Арктика» (гостиница). Только форму множественного числа имеют: 1) вещественные существительные: сливки; 2) отвлечённые существительные: каникулы; 3) слова, обозначающие парные предметы: нарты; 4) собственные имена существительные: Мурмаши.

6 Текст Людей издавна интересовало, что скрыто в недрах земли. Несметные сокровища скрываются под нашими ногами: уголь, золото, нефть и алмазы, руда и мрамор. Научились люди рыть шахты и бурить скважины, чтобы добраться до тех подземных складов. И.Кирпичников

7 Разбор 2 Скрываются, подземных, издавна.

8 Проверь себя 1 столбик (ед. и мн.ч.) земл и, сокровища, ногами, алмазы, руда, шахты, скважины, скл а дов.

9 Проверь себя 2 столбик (только ед.ч.) Уголь ( как полезное ископаемое ), золото, нефть, мрамор. 3 столбик (только мн.ч.) Люди, недра.

10 Знай и люби родной край Как поморы называли водопад на северных реках? Падун 1 столбик

11 Знай и люби родной край Назовите город в Мурманской обл., названный в честь «камня плодородия» Апатиты Топоним 3 столбик

12 Знай и люби родной край Как называется крупнейший на Кольском п-ове горный массив? Хибины 3 столбик

13 Знай и люби родной край Название первого русского села на Кольском п-ове (Успенская церковь– гл. достопримечательность ) Варзуга (село и река) 2 столбик

14 Знай и люби родной край Что такое бахилы (поморск.)? Кожаные рыбацкие сапоги с голенищами выше колен. 3 столбик

15

16 Индивидуальное задание баба-яга, род. бабы-яги, мн. бабы-яги, род. не употр., дат. бабам-ягам «Частушки, которые поют бабы-яги» или «Частушки, исполняемые бабами-ягами» АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРОИЗНОШЕНИЕ, УДАРЕНИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ около слов Под редакцией Р.И. Аванесова

17 Именительный падеж во множественном числе Памятка 1 1)Норма употр. сущ. в муж. роде с окончанием. 2)Большинство сущ. имеют окончание –Ы (-И) (это свойственно лит. языку) 3)Некоторые сущ. имеют ударное окончание –А (-Я) (это свойственно разговорной речи)

18 Как правильно? У рыбов нет зубов У рыбей нет зубей У рыб нет зубов 7 (кочерга) 7 кочерёг

19 Особенности образования род. пад. мн.ч. у некоторых существительных Памятка 2 Нулевое окончание: 1) парные предметы – сапог, чулок (но: носков); 2) средний род – яблок, мест; 3) названия лиц по нац. признаку с основой на -н, -р – болгар, армян; 4) войсковые наименования – солдат.

20 Особенности образования род. пад. мн.ч. у некоторых существительных Окончание -ов, -ев: 1) плоды – помидоров; 2) названия некоторых профессий – инженеров; 3 ) единицы измерения – граммов, килограммов.

21 Тест 1 вариант 1)1 (вермишель) 2)3 (чернила, сутки) 3)3 (докторы/ - а ) 4)2 (директор, - а ) 5)4 (пара носок/-ов) 2 вариант 1)2 ( кафе ) 2)2 ( будни, шахматы) 3)4 ( инженера/ -ы) 4)1 ( герб, -ы) 5)3 ( 1 кг помидор/-ов)

22 Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А. Толстой

23 В презентации использованы фотографии С. Майстермана