«Новая школа – новое содержание образования»
Стандарты 1 поколенияСтандарты 2го поколения Перечень тем по предметам требования к школьной программе требования к результатам учащихся требования к условиям школы
Образовательная программа Одна обязательная часть обязательная часть вариативная часть результаты предметные личностные метапредметные
ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Аксиологические (ценностные) Морально-этические Индивидуально личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Знаниевые (основа предметных знаний) Деятельностные (опыт применения знаний в учебной деятельности) Компетентностные (применение знаний и умений в учебной деятельности и речевой практике) Результаты освоения основной образовательной программы:
МЕТАПРЕДМЕТЫМЕТАПРЕДМЕТЫ Знание Знак Проблема Задача Ситуация Смысл СПОСОБНОСТИСПОСОБНОСТИ Понимание Воображение Мышление Рефлексия Действие
Метапредметные темы Знание и незнание Рисунок и схема Мифы и парадоксы Позиция и роль Общество и среда Проблемы современного города Порядок и хаос Простое и сложное Специфика учебных метапредметов и метапредметных тем подробно излагается в "Современной дидактике" Андрея Викторовича Хуторского, параграф "Метапредметное содержание образования"
мониторинг Отметка - предметно-содержательный аспект (знание фактов, явлений, определений и т.д.). Оценка призвана отражать содержательно-деятельностный (поиск информации, умение действовать) и личностно-содержательный (насколько личными стали знания, насколько детям интересно работать, искать варианты, высказывать собственное мнение) аспекты знания. ЗУНы в новых условиях: Знания - понятия, факты, идеи, законы наук, способы деятельности. Умения - чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения. Навыки - привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой. Опыт творческой самодеятельности, овладение культурой деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к реальности и действительности в целом.